1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по смешанному боевому единоборству мма 72 часа

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Уровень освоения программы
1.3.
Актуальность программы
1.4.
Отличительные особенности программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Адресат программы
1.7.
Объем и сроки освоения программы
1.8.
Формы организации образовательного процесса
1.9.
Режим занятий
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.
Учебный план
3.2.
Содержание учебного плана
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормативы по ОФП и СФП
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Контроль в учебной программе
I.
1.

2

3
3
3
6
6
7
8
8
9
9
10
10
11
11
13
15
15
19
19
23
23
26
30
31
31
32

I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Программа Спортивной школы для групп спортивно-оздоровительного
этапа составлена в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении
дополнительного
образования
детей,
нормативными
документами Государственного комитета Российской Федерации по
физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных
школ.
Программа служит основным документом для эффективного
построения многолетней подготовки спортивных резервов и содействия
успешному решению задач физического воспитания детей школьного
возраста.
В данной программе представлено содержание работы в Спортивной
школе на спортивно – оздоровительном этапе.
В спортивно – оздоровительную группу зачисляются учащиеся,
имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно –
оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку.
1.1. Направленность программы
Программа «Смешанное боевое единоборство» относится к
физкультурно-спортивной направленности, ориентирована на приобретение
теоретических, практических навыков в смешанных боевых единоборствах, а
также на укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном
развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
организацию их свободного времени.
Физкультурно-спортивное
направление
является
одним
из
универсальных направлений дополнительного образования, представляющее
собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых
обществом в целях физического, интеллектуального, духовного,
нравственного и социального развития учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Смешанное боевое единоборство» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.06.2022 г. «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 29.03.2021 № 62900);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Приказ №104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
4

дополнительные
общеобразовательные
программы,
в
условиях
распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. №ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных технологий»;
- Уставом МБУДО СШ Оренбургского района Оренбургской области.
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
5

детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
(Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
 - Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
1.2. Уровень программы.
Программа реализуется на стартовом уровне. Стартовый уровень
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. На данном уровне учащийся осваивает
основы смешанного боевого единоборства.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на
формирование и развитие физических способностей, удовлетворение
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни,
мотивации личности к познанию, труду, на организацию их свободного
времени.
1.3. Актуальность программы
В России и за рубежом стали очень популярны, так называемые
«смешанные» или «комплексные» единоборства. Такое название они
получили потому, что в отличие от классических единоборств в них
используется комплексный технический арсенал как ударных (удары руками
и ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхеквондо), так и
борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы
из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы), происходит не только
слияние ударной и бросковой техники, но и синтез различных методик
технико-тактической, физической и психологической подготовки различных
систем, как спортивных, так и боевых единоборств, которые рассматриваются
не отдельно, а в комплексе, как взаимосвязанные звенья единой системы.
К смешанным единоборствам можно отнести следующие виды
единоборств: рукопашный бой, армейский рукопашный бой, русский
(универсальный) бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион,
спортивно-прикладное каратэ, джиу-джитсу, миксфайт, дайдо-джуку каратэ
(КУ-ДО).
Абсолютное большинство из названных видов единоборств включены в
Единую
всероссийскую спортивную
классификацию и
развиваются признанными в
России
и
аккредитованными
в
Росспорте общероссийскими федерациями. проводятся региональные,
всероссийские и международные турниры, как среди взрослых, так и среди
юношей и юниоров.
6

Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на
нервную систему, развивают у учащихся тактическое мышление, быстроту и
ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении
быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия,
переключении внимания, сдержанности. У учащихся, занимающихся
единоборствами, происходят положительные сдвиги в нервно-психической
сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах,
трудолюбие, настойчивость, смелость, уменьшается бытовая агрессивность.
Под влиянием занятий боевыми искусствами развиваются и
совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость,
быстрота, ловкость, гибкость), но и вегетативные функции – кровообращение,
дыхание, пищеварение и др. Боевые искусства требуют от учащихся высокой
степени не только физического, но и умственного развития. В спарринге
побеждает «быстро думающий» боец, способный творчески разбираться в
постоянно меняющихся ситуациях на ринге, хорошо подготовленный
технически и тактически. Несомненна актуальность этого вида спорта на
сегодняшний день, т.к. смешанные единоборства помогают развивать у детей
такие качества, как сила воли, настойчивость, уверенность в себе.

1.4.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы заключается в том, что при ее освоении
широко используется интенсивное практическое обучение. Программа
ориентирована на значительное количество практических учебнотренировочных занятий с учащимися с обязательным выполнением
контрольных нормативов и участие обучающихся в спортивных
соревнованиях различных единоборств. Учащимся дается большой объем
информации, которая осваивается ими и в теоретической, и в практической
деятельности.
Программа
«Смешанные
боевые
единоборства»
является
модифицированной и при ее разработке были проанализированы программы
физкультурно-спортивной направленности:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «ММА», П.В.Третиных, г. Пермь
2021 г.
- дополнительная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Смешанные единоборства: начальная
подготовка», М.Б. Атакишиев, г. Кировск 2022 г.
1.5. Педагогическая целесообразность
Содержание Программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного образования и следующих основных
7

принципах:

целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и
развития, с одной стороны, и системность, с другой)

гуманизации
(признания
личности
ребёнка
с
её
достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и
взаимопонимания)

интеграции
(тесная
взаимосвязь
всех
разделов
образовательного
процесса
(физической,
технико-тактической,
психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля), подчинённых одной цели и связанных между собой)

деятельностного
подхода
(знания
приобретаются
обучающимися во время активной деятельности)

возрастного и индивидуального подхода (выбор форм,
методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и
возрастом детей)
1.6. Адресат программы.
На обучение по данной программе зачисляются учащиеся с 10 - 17 лет,
желающие
заниматься
спортом
и
не
имеющие
медицинских
противопоказаний, имеющие письменное разрешение врача.
Так как группы являются разновозрастными, в программе
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории
(по
индивидуальному
учебному
плану).
Тренеромпреподавателем дается индивидуальная нагрузка в зависимости от возраста,
пола и физического состояния учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей младшего,
среднего и старшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит
первый этап школьного образования, он охватывает период с 6 до 11 лет.
Развивающее влияние легкой атлетики особенно органично проявляется у
детей в возрасте 6-11 лет. В этот период складывается специфическая
интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в
уме. Развитое мышление юного спортсмена характеризуется такими
показателями, как самостоятельность, практичность, дисциплинированность,
изобретательность, самообладание. Эти пять показателей являются
основополагающими при формировании мышления юного спортсмена.
В среднем школьном возрасте обучающиеся отличаются большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью,
постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают
важное место в психике этого возраста. Обучающиеся этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших,
но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Из
8

личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость,
смелость, находчивость. В этом возрасте учащиеся склонны постоянно
мериться силами, готовы соревноваться во всем, поэтому, обучаясь по
программе «Смешанное боевое единоборство», они смогут проявить себя во
многом.
Старший школьный возраст (15-17 лет) - это период завершения
полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости.
Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным
нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и
умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора
профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на
развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей
физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у
юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе,
жизнерадостности.
Наполняемость групп.
Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения
правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу
принимается не менее 15 и не более 20 человек.
1.7. Объем и сроки освоения дополнительной образовательной
программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность
учебного года 36 недель. Общее количество часов – 72 часа в год.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой обучения являются очные занятия в группах и
микрогруппах.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной деятельности:
- индивидуальная (учащимся дается самостоятельное задание с учётом
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала
или отработке определённого технологического приёма);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и
другим мероприятиям).
1.9. Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями не менее 10 минут.
9

Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный план программы рассчитан на 36 недель непосредственно в
условиях учреждения. Продолжительность одного тренировочного занятия
рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных
особенностей. В группах с целью большего охвата занимающихся
максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может
быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового объема) с
возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25%
от годового тренировочного объема).
2. Цель и задачи программы
Цель – развитие физических навыков, овладение мастерством
самозащиты посредством изучения техники и тактики смешанных боевых
единоборств.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с теоретическими основами техники и тактики
различных видов единоборств;
- обучить практическим основам техники и тактики различных видов
единоборств;
- сформировать навыки ведения схватки различными видами
единоборств;
- способствовать приобретению учащимися соревновательного опыта с
целью повышения спортивных результатов
Развивающие:
- развивать уровень физической, технической и функциональной
подготовленности учащихся;
- развивать общую физическую подготовленность: силу, быстроту,
выносливость, гибкость;
-способствовать развитию показателей
специальной
физической подготовленности: выносливости, гибкости,
скоростно-силовых качеств;
- развивать способность к самоконтролю и саморегуляции.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес и сознательное отношение
учащихся к занятиям;
- содействовать адаптации учащихся к условиям соревнований;
- воспитывать стремление к победам, смелость, решительность и
уверенность в себе.
-воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
10

-пропагандировать здоровый образ жизни;
-содействовать в самоопределении, социальной адаптации;
-формировать духовно-нравственные качества личности;
-формировать мировоззрение, внутреннюю культуру личности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- развиты физические качества характерные для единоборств;
сформированы
у
учащихся
нравственные
качества:
целеустремленность и волю, дисциплинированность.
- сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Метапредметные:
- развиты тактические навыки и умения;
- развиты физические и специальные качества;
- расширены функциональные возможности организма;
- создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности,
сотрудничества, ситуация успеха.
Предметные:
- имеют представления о методике организации самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, в частности единоборствам;
- обучены приемам и методам контроля физической нагрузки
самостоятельных занятий смешанных единоборств.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план

Теория

п/
п
1.

Вводное занятие

2

Раздел 1. Общая
физическая
подготовка
1.1.Общеразвива
ющие
упражнения
1.2.Упражнения с
набивными
мячами
1.3. Упражнения

3

4

5

Количество часов

1

1

Формы аттестации/
контроля

всего

Раздел/темы

Практик
а

№

Собеседование,
входной контроль

2

8

26

34

2

10

12

2

10

12

Тестирование, зачеты

Тестирование ,
практическая работа
Зачеты,

11

6
7

8
9

10

11
12
13

14
15
16
17
18
19

индивидуальные и
с
партнером
Раздел 2. Специальная
физическая
подготовка
2.1.Упражнени
я дляразвития
силы
2.2.Упражнения для
развития ловкости

4

6

10

4

12

16

2

6

8

1

3

4

2.3.Упражнения
для развития
гибкости

1

3

4

Раздел 3. Технико
–тактическая
подготовка
3.1. Боевая
стойка
3.2. Базовая
техника ударов
3.3.
Контратакующие
действия
3.4.Фактические
основы боя
3.5. Условный
бой
3.6. Вольный бой
3.7.Соревнования
Раздел 4. Контрольнопереводные испытания
Итого

практическая работа
Тестирование,
практическая работа
Зачет, практическая
работа
Тестирование,
практическая работа
Промежуточный тест,
учебные бои

6

12

18

1

1

2

учебные бои

1

1

2

Зачет, учебные бои

1

3

4

Зачет, учебные бои

1

3

4

Зачет, учебные бои

1

1

2

Тест, учебные бои

1

1

2

Тест, учебные бои

-

2

2

учебные бои

-

2

2
72

12

Анкетирование,
соревнования

Нормативная часть рабочей программы
Год
подготовки

СО

Максимальное Требования по техникочисло
тактической,
количество
физической и
учебных часов спортивной подготовке
в неделю
на конец учебного года
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ)
Выполнение
нормативов по
10
15
6
физической и
технической подготовке

Минимальный
возраст для
зачисления,
лет

Минимальное
число
занимающихся
в группе

Этап спортивно-оздоровительной подготовки. На данном этапе
осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение
основами техники смешанных боевых искусств, выполнение контрольных
нормативов для зачисления на этап начальной подготовки.
3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 часа).
Теория.(1 ч)Введение в общеобразовательную программу. История
развития смешанных единоборств. Личная гигиена. Механизм закаливания.
Методика закаливания. Спортивная экипировка. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика.(1 ч) Входной контроль. Сдача контрольных нормативов по
ОФП. (Бег на 30 м с низкого старта, прыжок в длину с места, челночный бег,
подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
поднимание туловища из положения лежа, бег на 1000м) (Приложение 1)
Раздел 1.Общая физическая подготовка (ОФП) (34 часа)
Тема 1.1 Общеразвивающие упражнения
Теория.(2 ч) Значение и место ОФП в системе занятий по ММА.
Теоретические основы выполнения общеразвивающих физических
упражнений. Дозирование физических нагрузок.
Практика (10 ч) Общеразвивающие упражнения. Различные виды
ходьбы и бега. Подскоки и выпрыгивания в беге. Кроссы. Бег на короткие
дистанции. Прыжки в длину.
Тема 1.2. Упражнения с набивными мячами
Теория (2 ч) Значение упражнений с набивными мячами. Виды
упражнений с набивными мячами.
Практика (10 ч) Упражнения с набивными мячами для развития мышц
ног, рук, туловища. Метание теннисных мячей на дальность и точность.
Игры с набивными мячами. Спортивные игры: футбол.
Тема 1.3. Упражнения индивидуальные и с партнером
Теория (4 ч). Виды индивидуальных упражнений и упражнений с
13

партнером
Практика (6 ч). Упражнения с партнером, на снарядах, без снарядов
для развития мышц ног, рук, туловища, шеи.
Подвижные игры: «пятнашки», спортивные эстафеты.
Раздел 2. Специальная физическая подготовка (СФП) ( 16 часов)
Тема 2.1 Упражнения для развития силы
Теория.(2 ч) Значение и место СФП в процессе тренировки. Быстрота,
ловкость, сила, специальная выносливость, гибкость – качества необходимые
спортсмену, занимающимся ММА. Краткая характеристика средств,
применяемых для повышения уровня СФП. Значение упражнений для
развития силы.
Практика (6 ч). Акробатика, Упражнения для преимущественного
развития быстроты. Рывки по сигналу. Ловля брошенного предмета.
Уворачивание от брошенного теннисного мяча. Скоростное передвижение
(шаги, выпады, уходы с выпада и др.) Соревнования на быстроту выполнения
упражнений и точность попадания в атаках по мишени в ограниченный
отрезок времени упражнения с резиновым жгутом.
Ходьба полувыпадами и выпадами, пружинистые покачивания в
выпадах, то же с дополнительным отягощением. Приседания на одной ноге –
«пистолет». Выпрыгивание из приседа. Упражнения с сопротивлением
партнера. Различные виды отжимания (на одной-двух руках, с хлопками,
прыжками и т.д.). Упражнения с гимнастической палкой (вращения,
перехватывание пальцами по длине палки, перетягивание, вырывание).
Работа с гантелями от 0,5кг до 1,5 кг (ударная и защитная техника).
Тема 2.2. Упражнения для развития ловкости.( 4 часа)
Теория (1 ч).Значение упражнений для развития ловкости.
Практика (3ч) Различные прыжки, метания, упражнения со
скакалками, с теннисными и набивными мячами, различные эстафеты,
подвижные и спортивные игры, элементы акробатики, проводимые в
неожиданно изменяющихся условиях, заставляющих принимать быстрые
решения.
Тема 2.3. Упражнения для развития гибкости. ( 4ч)
Теория (1 ч) Значение упражнений для развития гибкости.
Практика (3 ч) Из низкого приседа максимально длинные выпады в
одну и другую сторону. Пружинящие покачивания на выпаде, маховые
движения ногами. Комплекс, на растяжку. Шпагаты.
Раздел 3. Технико –тактическая подготовка (18 ч)
Тема 3.1 Боевая стойка
Теория (1 ч): Боевая стойка.
Практика (1 ч): Способы передвижений в стойке. Дистанция
Тема 3.2. Базовая техника ударов
Теория ( 1ч): Базовая техника ударов руками, ногами.
Техника защиты от ударов рук и ног.
Практика (1 ч): Базовая техника ударов руками, ногами (атака)
14

Тема 3.3. Контратакующие действия (4 ч)
Теория(1 ч): Контратакующие действия.
Практика (3 ч) : Контратакующие действия. Упражнения на снарядах
Тема 3.4.Фактические основы боя ( 4 ч)
Теория ( 1 ч): Фактические основы боя.
Практика ( 3 ч): Фактические основы боя
Тема 3.5. Условный бой ( 2 ч)
Теория ( 1 ч): Условный бой
Практика ( 1ч): Условный бой
Тема 3.6. Вольный бой ( 2 ч)
Теория ( 1 ч): Вольный бой
Практика ( 1 ч): Вольный бой
Тема: 3.7.Соревнования ( 2 ч)
Практика: Соревнования
Раздел 4. Контрольно-переводные испытания (2 часа) Сдача
нормативов.
Практика (2 ч) Анкетирование. Соревнования
(Приложение 1)
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.Календарный учебный график
№ п/п

Дата
проведения

Время
проведения

Кол-во
часов

2

По
расписанию

3

По
расписанию

Вводное занятие.
Введение в
общеобразовател
ьную программу.
Входной
контроль
Значение и место
ОФП в системе
занятий по ММА.
Теоретические
основы
выполнения
общеразвивающи
х физических
упражнений
Общеразвивающ
ие упражнения

4

По
расписанию

Различные виды
ходьбы и бега

2

5

По
расписанию

Подскоки и
выпрыгивания в

2

1

По
расписанию

Тема занятия

15

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма контроля

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа,
устный опрос
Входной
контроль

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа,
устный опрос

2

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое

Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

беге. Кроссы
Бег на короткие
дистанции

2

занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал

6

По
расписанию

7

По
расписанию

Прыжки в длину

2

8

По
расписанию

Значение упражнений
с набивными мячами

2

9

По
расписанию

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

10

По
расписанию

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

11

По
расписанию

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

12

По
расписанию

Упражнения с
набивными мячами
для развития мышц
ног
Упражнения с
набивными мячами
для развития мышц
рук, туловища
Метание
теннисных мячей
на дальность и
точность.
Игры с набивными
мячами

2

По
расписанию

Спортивные игры.
Футбол.

2

14

По
расписанию

15

По
расписанию

Виды индивидуальных
упражнений и
упражнений с
партнером
Упражнения с
партнером на снарядах

Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

13

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

По
расписанию

Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

16

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

17

По
расписанию
По
расписанию

Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

18

Группов
оезаняти
е
Группов
ое
занятие

Упражнения с
партнером без снарядов
для развития мышц ног,
рук, туловища, шеи.
Спортивные игры
«Пятнашки», эстпфета
Значение и место СФП
в процессе тренировки.
Краткая характеристика
средств, применяемых
для повышения уровня
СФП.Значение
упражнений для
развития силы.
16

2

2

2

2

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа,
устный опрос
Текущий
контроль
Практическая
работа

Практическая
работа
Беседа,
устный опрос

Практическая
работа

Беседа,
устный опрос

19

По
расписанию

20

По
расписанию

21

По
расписанию

22

По
расписанию

23

По
расписанию

24

По
расписанию

Акробатика,
упражнения для
преимущественного
развития быстроты.
Ходьба полувыпадами и
выпадами,
пружинистые
покачивания в выпадах,
то же с
дополнительным
отягощением.
Приседания на одной
ноге – «пистолет».
Выпрыгивание из
приседа.
Упражнения
с
сопротивлением
партнера.
Различные
виды отжимания (на
одной-двух руках, с
хлопками, прыжками и
т.д.).
Упражнения
с
гимнастической палкой
(вращения,
перехватывание
пальцами
по
длине
палки,
перетягивание,
вырывание). Работа с
гантелями от 0,5кг до 1,5
кг (ударная и защитная
техника).
Боевая
стойка.
Способы
передвижений в
стойке. Дистанция
Боевая
стойка.
Способы
передвижени й в
стойке. Дистанция
Значение
упражнений
для развития
ловкости.
Различные
прыжки,
метания,
упражнения
со
скакалками.
17

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа. Опрос

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа.

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа.
Практическая
работа

25

По
расписанию

Различные
прыжки,
метания,
упражнения
со
скакалками,
с
теннисными
и
набивными
мячами,
различные
эстафеты,
подвижные
и
спортивные
игры,
элементы
акробатики,
проводимые
в
неожиданно
изменяющихся условиях,
заставляющих
принимать
быстрые
решения.

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа.

26

По
расписанию

27

По
расписанию

28

По
расписанию

Значение
упражнений
для развития
гибкости.
Комплекс на
растяжку
Из низкого
приседа
максимально
длинные
выпады в одну
и другую
сторону.
Пружинящие
покачивания
на выпаде,
маховые
движения
ногами.
Комплекс, на
растяжку.
Шпагаты
Боевая стойка.
Способы
передвижений
в стойке.
Дистанция

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа.
Практическая
работа

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Практическая
работа.

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа,
устный опрос.
Практическая
работа.

29

По
расписанию

Базовая техника
ударов
руками (атака)

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Контратакующие
действия

2

Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал

Беседа,
устный опрос.
Практическая
работа.
Беседа,
устный опрос.
Практическая

30

По
расписанию

18

Контратакующие
действия .Упражнения
на снарядах
Фактические
основы боя

31

По
расписанию

32

По
расписанию

33

По
расписанию

Условный бой

34

По
расписанию

Вольный бой

35

По
расписанию

Соревнования

36

По
расписанию

Переводные и
контрольные испытания

2

2

2

2

2

2

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал
Спорт
ивный
зал

работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Бои.
Наблюдение
Контрольные
испытания
Промежуточн
ая аттестация

2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Зал борьбы – 1 шт. – 500кв.м., Маты-10шт. ,Раздевалка – 2шт. – 21 кв.м.
ПК и доступ к сети Интернет, доступ к электронным образовательным
ресурсам: в мессенджерах: «Vk.Сферум»
Информационное обеспечение:

литература для детей и педагогов (смотреть список литературы),

методические разработки.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования по «смешанному боевому
единоборству» должен профессионально владеть методиками по работе с
детьми разных возрастов, обладать необходимыми знаниями в области
ММА, педагогики и психологии.
2.1 Воспитательный компонент программы
Цель
воспитания:
создание
условий
для
формирования
здоровьесберегающего воспитания учащихся, их социально-активной,
творческой, нравственно здоровой личностной позиции, способной к
духовному и интеллектуальному самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Особенности
организуемого
воспитательного
процесса:
воспитательная система дополнительного учреждения охватывает,
внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами
учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного
19

всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и
ответственности, гражданского становления.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток
времени, существующей общественной формации, социальных отношений и
многого другого.
В целях и задачах воспитания просматривается идеал 21 человека
данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для
каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание
человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
Виды, формы и содержание деятельности.
Работа с коллективом учащихся:
 формирование практических умений по организации этики и
психологии
общения,
технологии
социального
и
творческого
проектирования;
 обучение умениям и навыкам самоорганизации, формированию
ответственности за себя и других;
 развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
 содействие формированию активной гражданской позиции;
 воспитание сознательного отношения к своему селу, области, стране.
Работа с родителями:
 организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, индивидуальные консультации);
 содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность творческого объединения (приглашение на праздники,
конкурсы и т.д.).
Планируемые результаты и формы их демонстрации
Результат воспитания:
 изменения, происходящие в формировании историко-культурного
мировоззрения учащихся;
 изменения в осознании учащихся потенциала исторического
образования, его исключительной роли в формировании российской
гражданской идентичности и патриотизма;
 изменения у учащихся нравственных ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире в результате проведенной работы.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Направление
воспитательной
работы

Наименование
мероприятия

Срок
выполнен
ия

20

Планируемый
результат

Примечание

1

2

3

Ценности научного
познания

Духовнонравственное

Гражданскопатриотическое

Участие в
проведении Дня
открытых дверей
(День знаний)

Сентябрь

Участие в
проведении
мероприятий ко
Дню
Конституции РФ

Декабрь

Участие в
мероприятиях,
посвященных
Дню пожилого
человека
Участие в
мероприятиях,
посвященных
Дню Матери
России

Октябрь

Участие в
мероприятиях,
посвященных
Всемирному дню
борьбы со
СПИДом
210 лет со дня
рождения М.Ю.
Лермонтова,
русского
писателя и поэта

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

День народного
единства

Ноябрь

295 лет со дня

Ноябрь
21

Привлечение
внимания учащихся
и их родителей к
деятельности
учреждения и
творческого
объединения
Воспитание
познавательных
интересов,
формирует
потребность в
приобретении
новых знаний
Воспитание у
учащихся чувства
уважения,
внимания, чуткости
к пожилым людям
Формирование
ценностных
представлений о
морали, об
основных понятиях
этики
Воспитание у
учащихся чувства
ответственности за
свое здоровье

Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам Российской
Федерации
Формирование

рождения
Александра
Васильевича
Суворова,
русского
полководца
День Героев
Отечества

патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Декабрь

315 лет со дня
рождения
Елизаветы I,
российской
императрицы

Декабрь

День защитника
Отечества

Февраль

День Победы
в Великой
Отечественной
войне

Май

Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного
отношения к
национальным
героям
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам Российской
Федерации
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного
отношения к
национальным
героям

3.Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности программы применяется текущий и
итоговый контроль.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения
материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение),
22

индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, тестирование,
выступления на соревнованиях муниципального и областного уровней.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний - проводятся контрольно-переводные нормативы.
4. Оценочные материалы
Оценочная форма достижения личностных и метапредметных результатов
Цель: выявить динамику развития личностных и метапредметных
результатов учащихся в течение учебного года.
Методы: педагогическое
наблюдение,
отслеживание
результатов
деятельности учащихся, тестирование, результаты соревнований и
показательных выступлений.

№

Фамилия,
имя

Универсальные учебные действия
Личностные
Метапредметные
Мотивация на
здоровый
образ жизни
В

Т

И

Волевые
качества
личности
В

Т

И

Морально- Регулятивные Познавательны
этические
е
ориентации
.
В
Т И
В
Т И В
Т
И

Коммуникати
вные
В

Т

И

1
2
3

В – входящая, Т – текущая, И - итоговая диагностика
Показатели

Критерии по уровням
Высокий (3балла)
Средний (2балла)
Личностные результаты
Волевые качества
личности
Моральноэтические
ориентации.

Мотивация
на
здоровый
образ
жизни

Демонстрирует волевые качества
личности: целеустремленность,
трудолюбие, упорство, усердие.
Способен соотносить поступок с
моральной
нормой; оценивать свои и чужие
поступки, оценивать ситуации с
точки зрения правил поведения и
этики
Знает и применяет в практической
деятельности правила личной
гигиены, правила безопасности и
поведения в чрезвычайных
ситуациях.

Низкий (1балл)

Проявляет трудолюбие и
усердие в своей
деятельности.
Способен
соотносить поступок
с
моральной
нормой;
при оценке своих и чужих
поступков
испытывает
затруднения.
Знает
правила
личной
гигиены,
правила
безопасности и поведения в
чрезвычайных ситуациях. В
сложных
ситуациях
испытывает затруднения.

Имеет представление
о волевых качествах
личности.
Имеет представление
о морали и оценке
своих
и
чужих
поступков.

Способен:
- удерживать цель
деятельности до получения
ее результата;
- планировать решение
учебной задачи;

Имеет представление
о цели и результате
деятельности.
Испытывает
затруднения при:
-

Знает правила личной
гигиены,
правила
безопасности
и
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Способен:
- удерживать цель деятельности до
получения ее результата;
- планировать решение учебной
задачи;
- приводить доказательства и

23

Познавательные

Коммуникативные

рассуждать;
анализировать свое эмоциональное
состояние;
- осуществлять итоговый контроль
своей деятельности («что
сделано»);
- оценивать уровень владения тем
или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю
и не умею?»).
Способен:
- воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
- презентовать подготовленную
информацию.
- приводить примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений;
- высказывать предположения;
- выбирать решение из нескольких
предложенных;
импровизировать,
изменять,
творчески переделывать.

рассуждать,
при
приведении
доказательств
испытывает затруднения;
Испытывает затруднения
при:
- итоговом контроле своей
деятельности;
- оценке уровня владения тем
или
иным
учебным
действием.

планировании решени
я учебной задачи;
- итоговом контроле
своей деятельности;
оценке уровня
владения тем или
иным
учебным
действием.

Способен:
высказывать предположения;
- выбирать решение из
нескольких предложенных;
- импровизировать, изменять,
творчески переделывать.
Испытывает затруднения
при:
- воспроизведении по памяти
информации;
презентации подготовленной
информации;
- приведении доказательств
выдвигаемых положений.

Способен:
- работать с информационными
источниками;
- описывать объект: передавать его
внешние характеристики,
используя выразительные средства
языка;
- составлять небольшие устные
монологические высказывания.

Испытывает
затруднения
при:
- работе с
информационными
источниками;
- описании объекта;
Способен:
- составлять небольшие
устные монологические
высказывания.

Способен:
высказывать предпол
ожения.
Испытывает
затруднения при:
- выборе решений из
нескольких
предложенных;
- воспроизведении по
памяти информации;
презентации подготов
ленной информации;
приведении доказател
ьств
выдвигаемых
положений.
Имеет представление
о источниках
информации.
Испытывает
затруднения при:
- описании объекта,
устных сообщениях.

Оценочная форма достижения предметных результатов.
№
ФИ
учащег
ося

Правила
безопасност
и на
занятиях.

Термины
и
понятия

Общефизическая подготовка

Общеразвивающи
е упражнения

в

т

и

в

т

и

в

т

и

Упражнения
на
координици
юи
равновесие
в
т
и

«В» - входящая
«Т» - текущая
«И» - итоговая

24

Специальная подготовка

Норматив
ы
комплекса
ГТО

Техника
работы
руками

в

в

т

и

Техника
работы
ногами

т и в т и

Техн
ика
борь
бы

в ти

Критерии оценки:
Показатели
Правила безопасности
на занятиях.
Правила дорожного
движения

Критерии по уровням
Высокий (3балла)
Средний(2балла)
Знает и успешно
Знает правила безопасности
применяет в
на занятиях и правила
практической
дорожного движения, при
деятельности правила
применении в практической
безопасности на занятиях деятельности испытывает
и правила дорожного
небольшие затруднения.
движения.

Термины и понятия

Владеет в рамках
программы, терминами и
понятиями в области
туризма и краеведения.
Самостоятельно
применяет знания в
практической
деятельности.

Владеет в рамках программы,
терминами и понятиями в
области туризма и
краеведения. При
применении знаний в
практической деятельности
необходима помощь
педагога.

Общеразвивающие
упражнения

Знает и самостоятельно
применяет в
практической
деятельности технику
выполнения
общеразвивающих
упражнений

Знает технику выполнения
общеразвивающих
упражнений. При
применении в практической
деятельности необходима
помощь педагога.

Упражнения на
координицию и
равновесие

Знает и самостоятельно
применяет в
практической
деятельности технику
выполнения упражнений
на координацию и
равновесие.

Знает технику выполнения
упражнений на координацию
и равновесие. При
применении в практической
деятельности необходима
помощь педагога.

Нормативы
комплекса ГТО
Техника работы
руками

Техника работы
ногами

Низкий (1балл)
Знает правила
безопасности на
занятиях и
правила
дорожного
движения, при
применении в
практической
деятельности
испытывает
затруднения.
При применении в
практической
деятельности
терминов и
понятий в области
туризма и
краеведения
испытывает
затруднения
При применении в
практической
деятельности
техники
выполнения
общеразвивающих
упражнений
испытывает
затруднения
При применении в
практической
деятельности
техники
выполнения
упражнений на
координацию и
равновесие
испытывает
затруднения

Нормативы и критерии по возрастам
Знает в рамках
программы и
самостоятельно
применяет в
практической
деятельности технику
атакующих и защитных
действий руками

Знает в рамках программы
технику атакующих и
защитных действий руками.
При применении в
практической деятельности
необходима помощь
педагога.

Знает в рамках
программы и
самостоятельно
применяет в

Знает в рамках программы
технику атакующих и
защитных действий ногами.
При применении в

25

При применении в
практической
деятельности
техники
атакующих и
защитных
действий руками
испытывает
затруднения.
При применении в
практической
деятельности
техники

Техника борьбы

практической
деятельности технику
атакующих и защитных
действий ногами

практической деятельности
необходима помощь
педагога.

Знает и использует в
практической
деятельности технику
бросков и захватов в
различных видах борьбы.

Знаком с техникой бросков и
захватов в различных видах
борьбы. При применении в
практической деятельности и
подборе экипировки
необходима помощь
педагога.

атакующих и
защитных
действий ногами
испытывает
затруднения.
Испытывает
затруднения при
применении в
практической
деятельности
техники бросков и
захватов в
различных видах
борьбы.

5. Методическая часть программы
Методическая часть программы включает учебный материал по
основным видам подготовки, рекомендуемые объемы тренировочных и
соревновательных нагрузок.
Подготовка строится на основе следующих методических положений:
- использование общепедагогических (дидактических) принципов
воспитывающего обучения (сознательности и активности занимающихся,
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и
прогрессирования);
- целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным
достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной
подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в
сторону увеличения объема специальной подготовки;
- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон
подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;
- стремление к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений
возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных
спортсменов. Отдача предпочтения упражнениям динамического характера,
приучая занимающихся к различному темпу их выполнения;
- поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач
(например: сочетание физической и технической подготовки);
- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном
процессе;
использование
централизованной
подготовки
наиболее
перспективных обучающихся на учебно-тренировочных сборах с
привлечением к работе лучших специалистов.
Теоретическая подготовка – это формирование у занимающихся
специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в спортивной
аэробике, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.

26

Методическое обеспечение
При реализации программы используются следующие методические
материалы:
Лекционный материал:
1. Анисимов М.П., Структура техники смешанного боевого
единоборства // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. –
№10 (116). – С. 10-13.
2. Ашкинази С.М., Базовая техника рукопашного боя как синтез
техники спортивных единоборств : учеб.-метод. пособие / С.М. Ашкинази,
К.В. Климов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культ.- Научно-теоретический журнал
«Ученые записки», им. П.Ф. Лесгафта № 10 (116) – 2014 год. – СПб. – 2006.
3. Блеер А.Н., Малков О.Б., Рахматов А.И., Рахматов А.А.,
Индивидуализация манер ведения боя единоборцев в процессе
универсализации и интенсификации соревновательной деятельности //
Экстремальная деятельность человека. – 2015. – № 3 (36) – С. 22–25.
4. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика,
воспитание : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием – Москва, 16-17 июня 2016 г. / сост. Шиян В.В.,
Передельский А.А., Дамдинцурунов В.А. – М. : ГЦОЛИФК, 2016.– 294 С
5. Ваганова В.А., Классификация техники атакующих действий
смешанного боевого единоборства (ММА) / В.А. Ваганова, А.С. Тедорадзе,
В.С. Пьянников // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3.
6. Вареников Н.А., Попова И.Е., Губин О.В., Сандраков М.С.,
Обучение технике и тактике ведения боя в смешанном боевом единоборстве
(ММА) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №11
(177).
7. Гаданов
А.Ш.,
Профессионально-личностное
развитие
спортсменов-единоборцев с
применением
интерактивных
методов
педагогического воздействия (на примере дзюдо): автореф. дис. канд. пед.
наук / А. Ш. Гаданов. – СПб.: Военномедицинская академия им. С. М.
Кирова, 2012.
Дидактический и наглядный материал:
-инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности;
-памятки «Правила поведения в ЦДТ и спортивном зале», «Правила --поведения в общественных местах»;
-медиапрезентации «Выдающиеся борцы России, Европы и мира» и
«Известные борцы города…»;
-видеоматериалы с соревнований по самбо, джиу-джитсу, каратэ,
боевому самбо, панкратиону, рукопашному бою всех уровней.
Плакаты:
-по пожарной и электробезопасности;
-по Правилам дорожного движения (для пешеходов);
27

-по анатомии и физиологии человека;
-по оказанию первой медицинской помощи;
-по общефизической подготовке: «Оценка уровня физической подготовленности обучающихся», «Оценка уровня физического развития
юных борцов», «Характеристика способностей с учётом их исходного
уровня».
Раздел

Форма
занятий

Теоретическая - беседа;
подготовка -просмотр
фотографий,
рисунков
и
таблиц, учебных
видеофильмов
- самостоятельное
чтение
специальной
литературы;
Общая
физическая
подготовка

-учебнотренировочное
занятие

Специальная
физическая
подготовка

-учебнотренировочное
занятие

Техническая
подготовка

Методы и приемы
организации
учебнотренировочного
процесса
- сообщение новых
знаний;
- работа с учебнометодической
литературой;
-работа
по
фотографиям;
-работа
по
рисункам;
-работа
по
таблицам;
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ
и
подбор
упражнений
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ
и
подбор
упражнений
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ
и
подбор
упражнений

-учебнотренировочное
занятие
групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
индивидуальнофронтальная.
контрольная - практический;
Соревнования тренировка;
- соревнование

28

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
- рисунки;
-учебные
методические
пособия;
-специальная
литература;
-учебнометодическая
литература;
- оборудование
инвентарь.
-учебные
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература.
учебные
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература.
- фотографии;
- рисунки;
учебные
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература;
- инвентарь

Форма
Контроля

- участие в
и беседе;
-краткий
пересказ
учебного
материала;
- семинары;
-устный анализ
к
рисункам,
и фотографиям,
фильмам.
и контрольные
нормативы по
общей
физической
подготовке.
и контрольные
нормативы и
упражнения
текущий
контроль.
контрольные
упражнения,
и нормативы и
контрольные
тренировки.
текущий
контроль.
протокол
соревнований,
промежуточны
й

Контрольнопереводные
испытания

фронтальная,
- практический;
индивидуально- - словесный;
фронтальная.

Медицинский групповая,
подгрупповая,
контроль
индивидуально
фронтальная.

- практический;
- словесный;

-инвентарь,
методические
пособия;

протокол
вводный,
текущий.

- оборудование для вводный.
тестирования.

Организационно-методические
особенности
подготовки
юных
спортсменов.
Подготовка строится на основе следующих методических положений:
- использование общепедагогических (дидактических) принципов
воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся,
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и
прогрессирования;
- стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений
возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных
спортсменов;
Интегральная
подготовка
направлена
на
приобретение
соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному
стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе
соревнований и модельных тренировок.

6.Список литературы
1.

Адамович,

Г.

Э.,

Рукопашный
29

бой.

Система

славянских

единоборств / Г. Э. Адамович. – Москва: Букмастер, 2019. - 416 c.
2.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей.
Психолого-педагогическое
сопровождение:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 363 с.
3.
Байбородова, Л. В. Методика преподавания по программам
дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова —
2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 241 с.
4.
Боевые и спортивные единоборства (комплект из 7 книг). –
Москва: ИГ «Весь», 2019. - 250 c.
5.
Боевые и спортивные единоборства. Справочник. – Москва:
Харвест, 2019. - 640 c.
6.
Воспитание как целевая функция дополнительного образования
детей: методические рекомендации. — URL: http://vcht.center/wpcontent/uploads/MR_Vospitanie-kak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf
7.
Головихин, Е. Образовательная программа для УДО по
единоборствам (тхэквондо, бокс, каратэ, кёкусинкай, борьба, кикбоксинг) для
учащихся спортивно оздоровительных групп (СОГ) 5–16 лет / Е. Головихин.
– Москва: АВТОР, 2020. - 182 c.
8.
Головихин, Е. Организация и методика обучения в спортивных
видах единоборств: учебно-методическое пособие / Е. Головихин. – Москва:
АВТОР, 2019. - 903 c.
9.
Гутин, М. Восточные единоборства / М. Гутин. – Москва: АСТ,
Астрель, 2020. - 160 c.
10. Модульные
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы: особенности и структура / Методические
рекомендации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2022 –
22 с.
11. Перчатки для смешанных единоборств JE-2329T. Размер L. Москва: Наука, 2019. - 598 c.
12. Родионов, А. В. Подготовка педагога дополнительного
образования
в
области
физической
культуры:
психологическое
сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для среднего
профессионального образования / А. В. Родионов. — Москва: Издательство
Юрайт, 2023. — 251.

Приложение 1
Нормативы по ОФП и СФП
30

Развиваемое

Контрольные

Юноши

Девушки

физическое

упражнения

результат

результат

качество

(тесты)

Быстрота

Бег на 30 м

6,6

Челночный бег

Оценка
сдано

не сдано

6,6

1

0

9,9

10,4

1

0

6-ти минутный бег

850

650

1

0

Подтягивание на
высокой
перекладине из
положения виса

1

1

0

Координация
3х10м
Выносливость

Сила
(кол-во раз)
Подтягивание на
низкой перекладине
из виса (кол-во раз)

4

Подъем туловища,
лежа на спине (раз)

6

5

1

0

Сгибание и

5

4

1

0

130

120

1

0

не менее
4 раз

1

0

Силовая
выносливость
разгибание рук в
упоре лежа

Скоростносиловые качества

Прыжок в длину с
Места
Подъем туловища,
лежа на спине за
20 с

Приложение 2
Контроль в учебной программе
31

Вид контроля
Цель контроля

Методы и
формы

Сроки
проведен
ия

Отслеживание
результатов
Согласно

Определить
Предварительный

подготовленности

уровень

Выполнение

физической

контрольных

подготовки

норм. тестов

Октябрь ноябрь

обучающихся

обучающегося
спланировать
учебный и
индивидуальный
план

Текущий

По результатам

Выполнение

скорректировать

контрольных

программу

норм, тестов

Январь

Внести изменения,
добавления
Внести

Итоговый

Определить

Выполнение

результат учебной

контрольных

деятельности

нормативов

Апрель Май

корректировку в
УП по итогам
диагностирования
обучающихся

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».