5.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по волейболу 72 часа

2

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Уровень освоения программы
1.3.
Актуальность программы
1.4.
Отличительные особенности программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Адресат программы
1.7.
Объем и сроки освоения программы
1.8.
Формы организации образовательного процесса
1.9.
Режим занятий
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.
Учебный план
3.2.
Содержание учебного плана
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностические материалы к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности «Волейбол»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тест практических возможностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тест теоретических возможностей
I.
1.

3
3
3
5
5
6
7
7
7
7
9
10
11
11
13
16
16
20
20
23
23
28
31
32
32

36
39

3

I.

Комплекс основных характеристик программы
1.
Пояснительная записка

Программа Спортивной школы для групп спортивно-оздоровительного
этапа составлена в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении
дополнительного
образования
детей,
нормативными
документами Государственного комитета Российской Федерации по
физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных
школ.
Программа служит основным документом для эффективного
построения многолетней подготовки спортивных резервов и содействия
успешному решению задач физического воспитания учащихся.
В данной программе представлено содержание работы в Спортивной
школы на спортивно – оздоровительном этапе.
В спортивно – оздоровительную группу зачисляются учащиеся,
имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно –
оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку.
1.1. Направленность программы
Программа «Волейбол» относится к физкультурно-спортивной
направленности, ориентирована на формирование знаний и навыков,
способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, на
обучение
комплексных,
специальных упражнений,
связанных с
игрой волейбол, правилам игр, и проведению соревнований, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию их свободного
времени.
Физкультурно-спортивное
направление
является
одним
из
универсальных направлений дополнительного образования, представляющее
собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых
обществом в целях физического, интеллектуального, духовного,
нравственного и социального развития человека.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.06.2022 г. «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 29.03.2021 № 62900);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Приказ №104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования,

5

соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные
общеобразовательные
программы,
в
условиях
распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. №ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных технологий»;
- Уставом МБУДО СШ Оренбургского района Оренбургской области.
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному

6

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
(Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

- Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
1.2.Уровень программы.
Программа реализуется на стартовом уровне. Стартовый уровень
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. На данном уровне учащийся осваивает
основы волейбола.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на
формирование и развитие физических способностей, удовлетворение
потребностей в интеллектуальном,
нравственном
и физическом
совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни,
мотивации личности к познанию, труду, на организацию их свободного
времени.
1.3. Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях,
так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной
игры
покоряют
многих
любителей.
Программа
«Волейбол» обусловлена тем, что в настоящее время образовательные
стандарты современной школы предъявляют высокие требования к уровню
формирования у учащихся здорового образа жизни. Необходимость
занятий волейболом обусловлена многими
негативными
факторами:
ежегодное увеличение количества учащихся с хроническими заболеваниями,
избыточным весом, повальная зависимость от компьютерных игр, сидячий
образ жизни, высокая нагрузка в школе.
Таким образом, была вызвана необходимость создания программы,
которая соответствует современным технологиям спортивной подготовки в
сочетании с традиционными формами обучения и может непосредственно
использоваться в учебно-тренировочном процессе Спортивной школы.
1.4. Отличительная особенность
Отличительными особенностями данной программы являются: при
освоении программы широко используется интенсивное практическое
обучение. Программа ориентирована на значительное количество
практических учебно-тренировочных занятий с учащимися с обязательным
выполнением контрольных нормативов и участие обучающихся в
спортивных соревнованиях различных единоборств. Учащимся дается

7

большой объем информации, которая осваивается ими и в теоретической, и в
практической деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» разработана на основе:
- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
по виду спорта «Волейбол», В.Б. Вахрушкин, п. Бохан 2020 г.
- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол», Е.С. Сафронов, г. Ковров 2022 г.
- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
физкультурно - спортивной направленности «Волейбол» спортивнооздоровительный этап для обучающихся 10-15 лет, В.И. Мамонтов, г. ХантыМансийск, 2022 г.
1.5. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность применения данной программы
состоит в использовании более эффективных средств воспитания учащихся.
В волейбол можно играть как на улице, так и в спортивном зале.
Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако,
несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших
особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для
школьников. Вот почему сегодня в волейбол с увлечением играют не только
мальчики, но и девочки.
1.6.Адресат программы.
На обучение по данной программе зачисляются учащиеся с 8 - 17 лет,
желающие
заниматься
спортом
и
не
имеющие
медицинских
противопоказаний, имеющие письменное разрешение врача.
Группы формируются в начале учебного года на бесплатной основе.
Учащиеся не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья для
занятий
спортом.
Образовательный
процесс
осуществляется
в
разновозрастной группе постоянного состава. При решении вопросов,
связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные нагрузки,
интенсивность тренировок) образовательный процесс реализует принципы
дифференцирования
и
индивидуализации:
учет
физического,
функционального, половозрастного, морально-волевого развития каждого
подростка.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей младшего,
среднего и старшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит
первый этап школьного образования, он охватывает период с 6 до 11 лет.
Развивающее влияние волейбола особенно органично проявляется у детей в
возрасте 6-11 лет. В этот период складывается специфическая
интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в
уме. Как нельзя лучше этот процесс мышления представлен в занятиях

8

волейболом, поэтому она признана оптимальным материалом или моделью
для развития способностей действовать в уме. Развитое мышление юного
спортсмена характеризуется такими показателями, как самостоятельность,
практичность, дисциплинированность, изобретательность, самообладание.
Эти пять показателей являются основополагающими при формировании
мышления юного спортсмена.
В среднем школьном возрасте учащиеся отличаются большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью,
постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают
важное место в психике этого возраста. Обучающиеся этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших,
но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Из
личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость,
смелость, находчивость. В этом возрасте учащиеся склонны постоянно
мериться силами, готовы соревноваться во всем, поэтому, обучаясь по
программе «Волейбол», они смогут проявить себя во многом.
Старший школьный возраст (15-17 лет) - это период завершения
полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости.
Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным
нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и
умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора
профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на
развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей
физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у
юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе,
жизнерадостности.
1.7. Объем и сроки освоения дополнительной образовательной
программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного
года 36 недель. Общее количество часов – 72 часа в год.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Форма обучения очная. Основной формой обучения являются очные занятия
в группах и микрогруппах.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной деятельности:
- индивидуальная (учащимся дается самостоятельное задание с учётом
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала
или отработке определённого технологического приёма);

9

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и
другим мероприятиям).
Формы проведения занятий. Основными формами проведения
занятий являются тренировка и игра.
1.9. Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – не менее 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный план программы рассчитан на 36 недель непосредственно в
условиях учреждения. Продолжительность одного тренировочного занятия
рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных
особенностей. В группах, с целью большего охвата занимающихся
максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может
быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового объема) с
возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25%
от годового тренировочного объема).
Наполняемость групп.
Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения
правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу
принимается не менее 15 и не более 20 человек.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
•развиты физические качества у учащихся характерные для волейбола;
•сформированы
у
учащихся
нравственные
качества:
целеустремленность и волю, дисциплинированность.
• сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Метапредметные:
• развиты физические и специальные качества;
• расширены функциональные возможности организма;
• создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности,
сотрудничества, ситуация успеха.
Предметные:
• знают представления о методике организации самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, в частности волейболом;
•сформированы основы знаний, умений вида спорта волейбол;
• имеют навыки приема техники и тактики волейбола;

10

•обучены приемам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях волейболом.

2. Цель и задачи программы
Цель – содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого
интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в
волейбол.
Задачи:
Воспитательные:
• развивать физические качества характерные для волейбола;
• воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремленность
и волю, дисциплинированность.
• формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
• развить физические и специальные качества;
• расширить функциональные возможности организма;
• создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности,
сотрудничества, включить в активную деятельность, ситуации успеха.
Образовательные:
• создать представления о методике организации самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, в частности волейболом;
формировать основы знаний, умений вида спорта волейбол;
• обучить основам приема техники и тактики волейбола;
• обучить приемам и методам контроля физической нагрузки
самостоятельных занятий волейболом.

3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№

Раздел /темы

Количество часов
теория практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Раздел 1. Общая физическая

10

12

22

Формы
аттестации/
контроля
Собеседование,
входная
диагностика

11

подготовка
3

Значение ОФП в подготовке
волейболистов.

2

2

4

4

Обучение технике подачи мяча.

2

2

4

5

Совершенствование техники
передачи мяча сверху двумя
руками вперед-вверх

2

2

4

Опрос. Игры и
эстафеты

6

ОФП. Совершенствование
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика вторых
передач.
Нападающий удар через
сетку

2

2

4

Опрос, Игры и
эстафеты

2

4

6

8

Техника нападения

8

16

24

Опрос,
практические
упражнения
Контрольное
упражнение

9

Командные тактические
действия в нападении, защите.
Двухсторонняя учебная игра.
Игры и эстафеты на закрепление
и
совершенствование технических
приемов и
тактических действий
Игры развивающие физические
способности. Развитие
скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей,
выносливости, гибкости

4

6

10

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

2

6

8

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

11

Блокирование
нападающих ударов

2

4

6

12

Игра по правилам с заданием

4

12

16

Контрольное
упражнение

13

Правила игры в волейбол.

2

6

8

Опрос,
практические
упражнения

7

10

Опрос,
практическое
упражнение
Опрос,
практические
упражнения

12

14

Права и обязанности игроков.
Упрощенные правила игры.
Судейская
терминология.
Понятие о спортивной технике,
о тактике. Взаимосвязь техники
и тактики.

2

6

8

15

Основы техники и тактики
игры
Основы техники и тактики игры

2

4

6

2

4

6

2

2

47

72

16
17

Итоговое занятие.
Контрольные испытания.
Итого

25

Опрос,
практические
упражнения

Опрос, тренингигра
Сдача
нормативов

Нормативная часть Программы

Год
подготовки

СО

Требования
по
техникоМаксима
Минимал
Минимал
тактической,
льное
число
ьный
возраст ьное
число
физической
и
количество
для зачисления, занимающихся в
спортивной
учебных часов в
лет
группе
подготовке
на
неделю
конец
учебного
года
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ)
Выполнение
нормативов
по
8
15
4
физической
и
технической
подготовке

Этап спортивно-оздоровительной подготовки. На данном этапе
осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение
основами игры в волейбол, выполнение контрольных нормативов для
зачисления на этап начальной подготовки.
3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория: Краткие исторические сведения о возникновении игры в
волейбол. Сведения о строении и функциях организма человека.
Гигиена. Предупреждение травматизма.
Практика: Проведение входной диагностики. Вводный инструктаж по
ОТ и ТБ. ППБ. Техника безопасности на занятиях в объединении.
Действия при ЧС.

13

Раздел1.Общая физическая подготовка
Тема 1.1: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие
силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении
технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости,
выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты
перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Тема 1.2: Обучение технике подачи мяча.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Отработка приемов. Передача сверху двумя руками вперед- вверх
(в опорном положении)
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.
Тема 1.3: Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками
вперед- вверх.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе. Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу,
двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные
действия - блоки, страховки.
Практика: Отработка приемов. Приёмы и передачи мяча двумя руками
снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары.
Защитные действия - блоки, страховки. Игры и эстафеты.
Тема 1.4: ОФП. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика вторых передач.
Теория: Прием и передача мяча сверху двумя руками. Тактика вторых
передач.
Практика: Отработка приемов. Передача мяча сверху стоя спиной к цели.
Нижняя боковая подача. Верхняя передача мяча. Игра «Пионербол» с
элементами волейбола.
Тема 1.5: Нападающий удар через сетку.
Теория: Нападающий удар через сетку. Техника нападения.
Практика: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие
специальных двигательных качеств. Техника нападения. Перемещение в
стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника

14

защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком,
лицом вперед. Нападающий удар по неподвижному мячу. Групповые
тактические действия в нападении.
Раздел 2. Техника нападения
Тема 2.1: Командные тактические действия в нападении, защите.
Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование технических приемов и тактических действий.
Теория: Командные тактические действия в нападении, защите.
Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в
нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на
закрепление и совершенствование технических приемов и тактических
действий. Игры развивающие физические способности. Развитие скоростных,
скоростно- силовых, координационных способностей, выносливости,
гибкости. Судейство учебной игры в волейбол. Игра «Волейбол». Подача в
прыжке. Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач.
Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Тема 2.2: Игры, развивающие физические способности. Развитие
скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости
Теория: Игры по правилам с заданием. Игры, развивающие физические
способности.
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с
перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача.
Прием и передача мяча снизу двумя руками. Учебно – тренировочная игра в
волейбол с заданиями.
Тема 2.3: Блокирование нападающих ударов.
Теория: Блокирование нападающих ударов.
Практика: Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Прямой
нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. Неожиданные
передачи мяча через сетку на площадку соперника.
Раздел 3. Игра по правилам с заданием.
Тема 3.1. Правила игры в волейбол.
Теория: Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход
игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Выход мяча из игры. Счет
и результат игры.
Практика: Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Передача мяча со сменой

15

мест. Прием снизу верхней прямой подачи. Соревнования на точность
выполнения подачи. Передача мяча в тройках, стоя на одном месте. Прием
мяча снизу через сетку. Соревнования на количество подач без промаха.
Тема 3.2. Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры.
Судейская терминология. Понятие о спортивной технике, о тактике.
Взаимосвязь техники и тактики.
Теория: Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры.
Судейская терминология. Понятие о спортивной технике, о тактике.
Взаимосвязь техники и тактики.
Практика: Многократные чередования приемов и передач сверху и снизу.
Совершенствование техники приемов мяча. Совершенствование техники
выполнения подачи. Одиночное блокирование. Нападающий удар после
передачи из зоны 4. Подвижные игры. Эстафеты
Раздел 4. Основы техники и тактики игры
Тема 4. Основы техники и тактики игры
Теория: Тактическая подготовка.
Практика: Индивидуальные действия в нападении: выбор места для
выполнения второй передачи у сетки. Вторая передача из зоны 3 (лицом к
игроку);Подача на точность в зоне – по заданию. Индивидуальные действия
в защите: выбор места при приеме подачи, выбор способа приема – сверху
или снизу. Групповые действия в нападении: взаимодействие игроков зон 4
и 2 с игроком зоны 3
Раздел 5. Итоговое занятие. Контрольные испытания.
Практика: Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение
соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Соревнования по подвижным играм с элементами
техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу. Сдача нормативов.

16

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Календарный учебный график
№
п/п

Дата
прове
дения

Время
проведени
я

Тема занятия

Колво
часов

Форма занятия

Место
проведен
ия

1

По
расп
исан
ию

По
расписан
ию

Вводное занятие.

2

Групповое
занятие

Спорти Входная
вный
диагностика
зал

2

По
расп
исан
ию

По
расписан
ию

Раздел I. Общая физическая подготовка
Значение
ОФП
в 2
Групповое Спорти опрос
занятие
вный
подготовке
зал
волейболистов.

3

По
расп
исан
ию

По
расписан
ию

Значение ОФП в
подготовке
волейболистов.

4

По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию

По
расписан
ию

Обучение
подачи мяча.

По
расписан
ию

5

6 По

По
расписан
ию

7 По

По
расписан
ию

расп
исан
ию

расп
исан
ию

8 По

расп
исан
ию

9 По

расп
исан
ию

10 По

Форма контроля

2

Групповое
занятие

технике 2

Групповое
занятие

Обучение
технике 2
подачи мяча.
Значение технической
подготовки
в
волейболе.
Совершенствование
2

Групповое
занятие

Спорти Отработка
вный
приемов.
зал
Практические
упражнения.

Групповое
занятие

Спорти тестирование
на
вный
умение выполнять
зал
пройденные
технические
приёмы
Спорти Практические
вный
упражнения
зал

техники передачи мяча
сверху двумя руками
вперед- вверх.

Совершенствование
техники передачи мяча
сверху двумя руками
вперед- вверх.
По
ОФП.
расписан Совершенствование
ию
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика
вторых передач.
По
ОФП.
расписан Совершенствование
ию
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика
вторых передач.
По
Нападающий удар через

Спорти Практическое
вный
упражнение,
зал
подвижные
и
спортивные игры
Спорти
вный
зал

2

Групповое
занятие

2

Групповое
занятие

Спорти опрос
вный
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Игры и эстафеты.
вный
зал

2

Групповое

Спорти опрос

17

расп
исан
ию
11 По
расп
исан
ию
12 По
расп
исан
ию
13 По
расп
исан
ию

расписан
ию

сетку

По
расписан
ию

Нападающий удар через 2
сетку

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Нападающий удар через 2
сетку

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Командные тактические 2
действия в нападении,
защите.

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

14 По

По
расписан
ию

Двухсторонняя учебная 2
игра.

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Командные тактические 2
действия в нападении,
защите..Игры
и
эстафеты
на
закрепление
и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий.

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти сдача контрольных
вный
нормативов
по
зал
ОФП

расп
исан
ию
15 По
расп
исан
ию

16 По

расп
исан
ию

17 По

расп
исан
ию

18 По

расп
исан
ию

19 По

расп
исан

Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий.
По
Игры и эстафеты на
расписан закрепление и
ию
совершенствование
технических приемов и
тактических действий.
По
Игры, развивающие
расписан физические
ию
способности
Развитие скоростных,
скоростно- силовых,
координационных
способностей,
выносливости,
гибкости
По
Игры, развивающие
расписан физические
ию
способности
По
расписан
ию

занятие

вный
зал

18

ию

20 По

расп
исан
ию

21 По

расп
исан
ию

22 По

23

24

25

26

27

28

29

расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По
расп
исан
ию
По

Развитие скоростных,
скоростно- силовых,
координационных
способностей,
выносливости,
гибкости
По
Игры, развивающие
расписан физические
ию
способности
Развитие скоростных,
скоростно- силовых,
координационных
способностей,
выносливости,
гибкости
По
Игры, развивающие
расписан физические
ию
способности
Развитие скоростных,
скоростно- силовых,
координационных
способностей,
выносливости,
гибкости
По
Блокирование
расписан нападающих ударов.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти опрос
вный
зал

ию

По
расписан
ию

Блокирование
нападающих ударов.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Блокирование
нападающих ударов.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Правила игры в
волейбол.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Правила игры в
волейбол.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Правила игры в
волейбол.

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Правила игры в
волейбол.

2

Групповое
занятие

Спорти опрос
вный
зал

По

Права и обязанности

2

Групповое

Спорти опрос

19

расп
исан
ию

расписан
ию

30 По

По
расписан
ию

31 По

По
расписан
ию

32 По

По
расписан
ию

33 По

По
расписан
ию

расп
исан
ию

расп
исан
ию

расп
исан
ию

расп
исан
ию
34 По
расп
исан
ию
35 По
расп
исан
ию
36 По
расп
исан
ию

игроков. Упрощенные
правила игры.
Судейская
терминология. Понятие
о спортивной технике,
о тактике. Взаимосвязь
техники и тактики.
Права и обязанности
игроков. Упрощенные
правила игры.
Судейская
терминология. Понятие
о спортивной технике,
о тактике. Взаимосвязь
техники и тактики.
Права и обязанности
игроков. Упрощенные
правила игры.
Судейская
терминология. Понятие
о спортивной технике,
о тактике. Взаимосвязь
техники и тактики.
Права и обязанности
игроков. Упрощенные
правила игры.
Судейская
терминология. Понятие
о спортивной технике,
о тактике. Взаимосвязь
техники и тактики.
Основы техники и
тактики игры

занятие

вный
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

2

Групповое
занятие

Спорти опрос
вный
зал

По
расписан
ию

Основы техники и
тактики игры

2

Групповое
занятие

Спорти тренинг-игра
вный
зал

По
расписан
ию

Основы техники и
тактики игры

2

Групповое
занятие

Спорти Практические
вный
упражнения
зал

По
расписан
ию

Итоговое занятие.

2

Групповое
занятие

Спорти Сдача нормативов
вный
зал

Контрольные
испытания.

20

2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Мячи волейбольные - 20шт., набивные мячи, 2кг. - 10шт., прыгалки - 15шт.,
стойка волейбольная - 3 комплекта, сетка волейбольная - 3 комплекта, тренажер
настенный для нападающего удара - 1 шт., форма волейбольная, мужская - 3 комплекта,
женская - 2 комплекта, насос для накачки мячей - 1 шт., свисток судейский - 1 шт.,
секундомер - 1 шт., вышка судейская - 1шт., счетчик судейский – 1шт.
ПК и доступ к сети Интернет, доступ к электронным образовательным ресурсам: в
мессенджерах: «Vk.Сферум»
Информационное обеспечение:

литература для детей и педагогов (смотреть список литературы),

методические разработки.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования по «волейболу» должен профессионально
владеть методиками по работе с детьми разных возрастов, обладать необходимыми
знаниями в области волейбола, педагогики и психологии.
2.1. Воспитательный компонент программы
Цель воспитания: создание условий для формирования здоровьесберегающего
воспитания учащихся, их социально-активной, творческой, нравственно здоровой
личностной
позиции,
способной
к
духовному
и
интеллектуальному
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Особенности организуемого воспитательного процесса: воспитательная
система дополнительного учреждения охватывает, внеурочную жизнь учащихся, их
деятельность и общение за пределами учреждения, направленные на обеспечение
возможно более полного всестороннего развития личности, формирования его
самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени,
существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.
В целях и задачах воспитания просматривается идеал 21 человека данной
исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой
воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и
работать в современном для него обществе.
Виды, формы и содержание деятельности.
Работа с коллективом учащихся:
 формирование практических умений по организации этики и психологии
общения, технологии социального и творческого проектирования;
 обучение умениям и навыкам самоорганизации, формированию ответственности
за себя и других;
 развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

21

 содействие формированию активной гражданской позиции;
 воспитание сознательного отношения к своему селу, области, стране.
Работа с родителями:
 организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, индивидуальные консультации);
 содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность творческого объединения (приглашение на праздники, конкурсы и
т.д.).
Планируемые результаты и формы их демонстрации
Результат воспитания:
 изменения,
происходящие
в
формировании
историко-культурного
мировоззрения учащихся;
 изменения в осознании учащихся потенциала исторического образования, его
исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и
патриотизма;
 изменения у учащихся нравственных ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире в
результате проведенной работы.
Календарный план воспитательной работы
№
Направление
Наименование
Срок
п/п воспитательной
мероприятия
выполнения
работы
1
Ценности научного Участие в
Сентябрь
познания
проведении Дня
открытых дверей
(День знаний)

Участие в
Декабрь
проведении
мероприятий ко
Дню Конституции
РФ

2

Духовнонравственное

Участие в
Октябрь
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека

Планируемый
результат
Привлечение
внимания
учащихся и их
родителей к
деятельности
учреждения и
творческого
объединения
Воспитание
познавательных
интересов,
формирует
потребность в
приобретении
новых знаний
Воспитание у
учащихся чувства
уважения,
внимания,
чуткости к
пожилым людям

Примечание

22

Участие в
Ноябрь
мероприятиях,
посвященных Дню
Матери России

3

Гражданскопатриотическое

Участие в
Декабрь
мероприятиях,
посвященных
Всемирному дню
борьбы со
СПИДом
210 лет со дня
Октябрь
рождения М.Ю.
Лермонтова,
русского писателя
и поэта
День народного
единства

Ноябрь

295 лет со дня
рождения
Александра
Васильевича
Суворова,
русского
полководца
День Героев
Отечества

Ноябрь

315 лет со дня
рождения
Елизаветы I,
российской
императрицы

Декабрь

День защитника

Февраль

Декабрь

Формирование
ценностных
представлений о
морали, об
основных
понятиях этики
Воспитание у
учащихся чувства
ответственности за
свое здоровье
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам
Российской
Федерации
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного
отношения к
национальным
героям
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование

23

Отечества

День Победы в
ВОВ

Май

патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам
Российской
Федерации
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного
отношения к
национальным
героям

3. Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности программы применяется текущий и итоговый
контроль.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала
посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение), индивидуальный
устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, выступления на соревнованиях
муниципального и областного уровней.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения
уровня знаний - проводятся контрольно-переводные нормативы.
4. Оценочные материалы
Оценочная форма достижения личностных и метапредметных результатов
Цель: выявить динамику развития личностных и метапредметны результатов, учащихся
в течение учебного года.
Методы: педагогическое наблюдение, отслеживание результатов деятельности
учащихся, тестирование, результаты соревнований и показательных выступлений.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления в группы на этапе начальной подготовки

24

Развиваемое
физическое
качество
Быстрота

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Сила
Скоростносиловые качества

девушки

Бег 30 м
Бег 30 м
(не более 5,1 с)
(не более 5,7 с)
Челночный бег 5x6 м
Челночный бег 5x6 м
(не более 11,0 с)
(не более 11,5 с)
Бросок мяча весом 1 кг из-за
Бросок мяча весом 1 кг
головы двумя руками стоя
из-за головы двумя руками стоя
(не менее 12,5 м)
(не менее 12 м)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 210 см)
(не менее 190 см)
Прыжок вверх с места со
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
взмахом руками
(не менее 54 см)
(не менее 46 см)

Контроль в учебной программе
Вид
контроля

Методы и
формы

Цель контроля

Определить уровень
Предварите физической
льный
подготовки
обучающихся

Сроки
проведения

Отслеживание
результатов

Выполнение
контрольных
норм. тестов

Октябрь –
ноябрь

Согласно
подготовленности
обучающегося
спланировать учебный и
индивидуальный план

Выполнение
контрольных
норм. тестов

Январь

Внести изменения,
добавления

Текущий

По результатам
скорректировать
программу

Итоговый

Выполнение
Определить результат
контрольных
учебной деятельности
нормативов

Внести корректировку в
– УП
по
итогам
диагностирования
обучающихся

Апрель
Май

Универсальные учебные действия
Личностные
№

Фамилия,
имя

Мотивация на
здоровый
образ жизни
В

1
2
3

Т

И

Волевые
качества
личности
В

Т

Метапредметные
Моральноэтические
ориентации.

И

В

Т

И

Регулятивные

В

Т

Познавательные

И

В

Т

И

Коммуникатив
ные

В

Т

И

25

В – входящая, Т – текущая, И - итоговая диагностика
Показатели

Критерии по уровням
Высокий (3балла)

Средний (2балла)

Низкий (1балл)

Личностные результаты
Волевые
качества
личности

Демонстрирует волевые
качества личности:
целеустремленность,
трудолюбие, упорство,
усердие.

Проявляет трудолюбие и
усердие в своей
деятельности.

Имеет
представление о
волевых качествах
личности.

Моральноэтические
ориентации.

Способен
соотносить поступок с
моральной
нормой; оценивать свои и
чужие
поступки, оценивать ситуации
с точки зрения правил
поведения и этики

Способен
соотносить поступок
с
моральной
нормой;
при оценке своих
и
чужих
поступков
испытывает затруднения.

Имеет
представление
о
морали и оценке
своих и чужих
поступков.

Знает правила личной
гигиены,
правила
безопасности
и
поведения
в
чрезвычайных ситуациях.
В сложных ситуациях
испытывает затруднения.

Знает
правила
личной
гигиены,
правила
безопасности
и
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях.

Способен:

Способен:

- удерживать цель
деятельности до получения ее
результата;

- удерживать цель
деятельности до
получения ее результата;

Имеет
представление о
цели и результате
деятельности.

- планировать решение
учебной задачи;

- планировать решение
учебной задачи;

Мотивация на Знает и применяет в
здоровый образ практической деятельности
жизни
правила личной гигиены,
правила безопасности и
поведения в чрезвычайных
ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные

- приводить доказательства и
рассуждать;
анализировать свое эмоционал

Испытывает
затруднения при:

рассуждать,
при планировании реш
приведении
ения учебной
доказательств
задачи;
испытывает затруднения;

26

ьное состояние;

Испытывает затруднения
при:

- итоговом
контроле своей
деятельности;

- осуществлять итоговый
контроль своей деятельности
(«что сделано»);

- итоговом контроле
своей деятельности;

Способен:

Способен:

Способен:

- воспроизводить по памяти
информацию, необходимую
для решения учебной задачи;

высказывать предположе
ния;

высказывать предп
оложения.

презентовать подготовленную
информацию.

- выбирать решение из
нескольких
предложенных;

Испытывает
затруднения при:

Способен:

Испытывает затруднения
при:

Имеет
представление о
источниках
информации.

оценке уровня
владения тем или
- оценивать уровень владения - оценке уровня владения иным
учебным
тем или иным учебным тем или иным учебным действием.
действием (отвечать на вопрос действием.
«что я не знаю и не умею?»).
Познавательные

- выборе решений
- приводить примеры в
импровизировать, из
нескольких
качестве доказательства
изменять,
творчески предложенных;
выдвигаемых положений;
переделывать.
- высказывать предположения; Испытывает затруднения воспроизведении п
при:
о памяти
- выбирать решение из
информации;
нескольких предложенных;
- воспроизведении по
памяти информации;
- импровизировать, изменять,
презентации подго
творчески переделывать.
товленной
презентации подготовлен информации;
ной информации;
приведении доказат
приведении доказательст ельств
в выдвигаемых
выдвигаемых
положений.
положений.
Коммуникативн
ые

- работать с
информационными
источниками;
- описывать объект:
передавать его внешние

- работе с
информационными
источниками;
- описании объекта;

Испытывает
затруднения при:

27

характеристики, используя
выразительные средства
языка;
- составлять небольшие
устные монологические
высказывания.

Способен:
- составлять небольшие
устные монологические
высказывания.

описании объекта,
устных
сообщениях.

5. Методические материалы
Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам
подготовки, рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
Подготовка строится на основе следующих методических положений:
использование
общепедагогических
(дидактических)
принципов
воспитывающего обучения (сознательности и активности занимающихся, наглядности,
систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования);
- целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям
путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки,
соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема
специальной подготовки;
- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности
спортсмена в процессе многолетнего обучения;
- стремление к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по
мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдача
предпочтения упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к
различному темпу их выполнения;
- поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например:
сочетание физической и технической подготовки);
- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
- использование централизованной подготовки наиболее перспективных
обучающихся на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших
специалистов.
Теоретическая подготовка – это формирование у занимающихся специальных
знаний, необходимых для успешной деятельности в спортивной аэробике,
осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.
Методическое обеспечение
При реализации программы используются следующие методические материалы:
Лекционный материал:
1.

Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. - М.:

28

ТВТ Дивизион, 2020 - 184 c.
2.

Булыкина, Л.В. Волейбол для всех / Л.В. Булыкина. - М.: ТВТ

Дивизион, 2017 - 656 c.
3.

Губа В.П., Булыкина Л.В, Пустошило П.В. Волейбол. Основы подготовки,

тренировки, судейства. – М.: Спорт, 2019 – 300 с.
4.

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры - М., 2000 – 345 с.

5.

Ивойлов, А. В. Волейбол / А.В. Ивойлов, К.Б. Герман, Э.К. Ахмеров. - М.:

Высшая школа, 2015 - 144 c.
6. Ивойлов, А. В. Тактическая подготовка волейболистов / А.В. Ивойлов. М.: Физкультура и спорт, 2020 - 112 c.
7. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю.Н.
Клещев. - М.: ТВТ Дивизион, 2017 - 216 c.
8. Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника, 2004 – 234 с.
9. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической
культуры. М.: КноРус, 2020 – 448 с.
10. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999 – 200 с.
11. Фомин Е.В, Булыкина Л.В, Силаева Л. В. Физическое развитие и
физическая подготовка юных волейболистов. – М.: Спорт, 2018 – 300 с.
Дидактический и наглядный материал:
- инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности;
- памятки «Правила поведения в ЦДТ и спортивном зале», «Правила --- поведения
в общественных местах»;
- видеоматериалы с соревнований по волейболу;
Плакаты:
-по пожарной и электробезопасности;
-по правилам дорожного движения (для пешеходов);
-по анатомии и физиологии человека;
-по оказанию первой медицинской помощи;

29

-по общефизической подготовке: «Оценка уровня физической - подготовленности
обучающихся»,

«Оценка

уровня

физического

развития

юных волейболистов»,

«Характеристика способностей с учётом их исходного уровня».

Раздел

1

Теоретическая
подготовка

Общая
физическая
подготовка

Форма
Занятий
2
- беседа;
-просмотр
фотографий,
рисунков
и
таблиц,
учебных
видеофильмо
в
- самостоятельное чтение
специальной
литературы;
-практические
занятия

-учебнотренировочное
занятие

Специальная
физическая
подготовка

учебнотренировочно
е занятие

Техническая
подготовка

-учебнотренировочно
е занятие
- групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
индивидуальн
о

Методы и приемы
организации
учебнотренировочного
процесса
3
- сообщение новых
знаний;
- объяснение;
- работа с учебнометодической
литературой;
-работа
по
фотографиям;
-работа
по
рисункам;
-работа
по
таблицам;
-практический
показ.
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное
обучение)
- словесный;
- наглядный;
-практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное
обучение)
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное
обучение)

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Форма
контроля

4

5

- фотографии;
- рисунки;
-учебные
и
методические пособия;
-специальная
литература;
-учебно-методическая
литература;
- журналы
-научно-популярная
литература;
оборудование
и
инвентарь.

-участие
в
беседе;
-краткий
пересказ
учебного
материала;
- семинары;
-устный анализ к
рисункам,
фотогра-фиям,
фильмам.

контрольные
нормативы
по
-учебные
и
общей
методические пособия;
физической
-учебно-методическая
подготовке.
литература.
врачебный
контроль.
-фотографии;
- рисунки;
учебные
и
методические пособия;
-учебно-методическая
литература.

контрольные
нормативы
упражнения
текущий
контроль.

- фотографии;
-рисунки;
учебные
и
методические пособия;
-учебно-методическая
литература;
- инвентарь.

контр.упр.
нормативы
контр.
тренировки.
текущий
контроль.

и

и

30

фронтальная.

Соревнования
Контрольнопереводные
испытания
Медицинский
контроль

-контрольная
тренировка;
-соревнование
фронтальная,
индивидуальнофронтальная.
групповая,
подгрупповая,
индивидуальнофронтальная.

- практический;

- инвентарь

протокол
соревнований,
промежуточный,
итоговый

- практический;
- словесный;

-инвентарь,
методические пособия;

протокол
вводный,
текущий.

- практический;
- словесный;

- оборудование
тестирования.

вводный.

для

Организационно-методические особенности подготовки юных спортсменов.
Подготовка строится на основе следующих методических положений:
- использование
общепедагогических
(дидактических)
принципов
воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности,
систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;
- стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по
мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов;
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта,
повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений.
Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

31

6. Список литературы
1.
Байбородова, Л.В. Дополнительное образование детей. Психологопедагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального
образования / Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт,
2023. - 363 с.
2.
Байбородова, Л.В. Методика преподавания по программам дополнительного
образования в избранной области деятельности : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. В. Байбородова - 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. - 241 с.
3.
Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей:
методические
рекомендации.
—
URL:
http://vcht.center/wpcontent/uploads/MR_Vospitanie-kak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf
4.
Железняк Ю.Д, Чачин А.В. Федеральное агентство по физической культуре
и спорту: Волейбол. Программа. - М.: Советский спорт, 2019. -200 с.
5.
Железняк Ю.Д, Портнова Ю.М, Рец.: Тюленьков С.Ю, Гомельский А.Я:
Спортивные игры. - М.: Академия, 2019. -300 с.
6.
Железняк Ю.Д, Портнова Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика,
методика обучения. - М.: Академия, 2022. - 290 с.
7.
Железняк Ю.Д, Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов:
Учеб. Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 2017.- 300 с.
8.
Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол/
Г.А.Колодницкий .- М.: Просвещение, 2015.- 250 с.
9.
Модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы: особенности и структура / Методические рекомендации. – Новосибирск:
ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2022. – 22 с.
10. Официальные правила волейбола. – М.: ВФВ, Терра-Спорт, 2013. – 200 с.
11. Родионов А.В. Подготовка педагога дополнительного образования в
области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском
спорте: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Родионов. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 251 с.
12. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 2013.
- 150 с.

32

Приложение 1
Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
Контрольные нормативы по физической и технической
(на конец учебного года)
5-8 лет
№ Контрольные нормативы

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов
базовый
нутый
ый
5.6
6.2
7.5
155
135
100

1 Бег 30 м (сек.)
2. Прыжок в длину с места
(см.)
туловища 22
3. Поднимания
за 30 сек (кол. раз)
4. Бег 1000 м (мин.)
5.16
5. Подтягивание
на 4
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)
9-10 лет
№ Контрольные нормативы

11-12 лет
№ Контрольные нормативы

1

Бег 30 м (сек.)

стартов
ый
6.4
130

базовы
й
7.6
85

13

8

19

12

7

6.14
2

7.36
1

5.55
12

7.00
7

8.32
4

девочки
продви
нутый
5.3
160

стартов
ый
6.0
150

базовы
й
7.0
110

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов
базовый
нутый
ый
5.1
5.7
6.8
175
150
120

1 Бег 30 м (сек.)
2. Прыжок в длину с места
(см.)
туловища 28
3. Поднимания
за 30сек (кол. раз)
4. Бег 1000 м (мин.)
4.40
5. Подтягивание
на 5
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

девочки
продви
нутый
5.8
150

18

11

25

15

9

5.37
3

6.50
1

5.23
15

6.23
8

7.46
5

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов
базовый
нутый
ый
5,1
5,5
6,2

девочки
продви стартов
нутый
ый
5,3
5,8

базовы
й
6,0

33

2. Прыжок в длину с места
(см.)
туловища
3. Поднимания
за 30сек (кол. раз)
4. Бег 1000 м (мин.)
5. Подтягивание
на
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)
13 лет
№ Контрольные нормативы

1
2.
3.
4.
5.

175

160

150

165

145

135

32

23

12

40

30

28

4.20
7

5.20
4

6.30
3

5.00
19

5.50
10

7.10
6

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов базовый
нутый
ый
5,0
5,4
5,9
225
204
158

Бег 30 м (сек.)
Прыжок в длину с места
(см.)
Поднимания туловища за 35
30 сек (кол. раз)
Бег 1000 м (мин.)
3,35
Подтягивание
на 13
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

14 лет
№ Контрольные нормативы

стартов
ый
5,7
184

базо
вый
6,3
143

26

13

32

23

12

4,05
8

5,10
1

4,00
30

4,35
21

5,45
11

девочки
продви
нутый
5,1
210

стартов
ый
5,5
184

базовы
й
6,1
143

Уровень подготовленности
мальчики
продвин стартов базовый
утый
ый
4,8
5,2
5,7
230
210
171

1 Бег 30 м (сек.)
2. Прыжок в длину с места
(см.)
туловища 37
3. Поднимания
за 30 сек (кол. раз)
4. Бег 1000 м (мин.)
3,30
5. Подтягивание
на 14
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

девочки
продви
нутый
5,3
210

28

14

32

25

12

3,55
9

5,00
3

3,50
31

4,30
22

5,35
12

34

15 лет
№ Контрольные
нормативы

1
2.
3.
4.
5.

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов базовый
нутый
ый
4,7
5,1
5,6
235
215
176

Бег 30 м (сек.)
Прыжок в длину с места
(см.)
Поднимания туловища 38
за 30 сек (кол. раз)
Бег 1000 м (мин.)
3,25
Подтягивание
на 15
Высокой перекладине
(юноши); сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

девочки
продви
нутый
5,0
210

стартов
ый
5,4
184

базовый
6,0
143

29

15

33

26

13

3,50
10

4,52
4

3,50
31

4,30
22

5,35
12

35

16 лет
№ Контрольные
нормативы

1
2.
3.
4.
5.

Бег 30 м (сек.)
Прыжок в длину с места
(см.)
Поднимания туловища 38
за 30 сек (кол. раз)
Бег 1000 м (мин.)
3,17
Подтягивание
на 16
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

17 лет
№ Контрольные
нормативы

1
2.
3.
4.
5.

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов базовый
нутый
ый
4,6
5,0
5,5
240
220
185

стартов
ый
5,3
195

базовый
5,9
155

29

15

34

27

14

3,42
11

4,44
5

3,45
34

4,20
23

5,25
13

девочки
продви
нутый
4,8
220

стартов
ый
5,2
195

базовый

Уровень подготовленности
мальчики
продви стартов базовый
нутый
ый
4,5
4,9
5,4
245
225
190

Бег 30 м (сек.)
Прыжок в длину с места
(см.)
Поднимания туловища 39
за 30 сек (кол. раз)
Бег 1000 м (мин.)
3,12
Подтягивание
на 17
высокой
перекладине
(юноши);
сгибание
разгибание рук в упоре
лёжа (девушки)

девочки
продви
нутый
4,9
220

5,8
155

30

16

34

27

14

3,35
12

4,35
6

3,45
32

4,20
23

5,25
13

36

Приложение 2
Тест практических возможностей.
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.
Оценка

I.
Перед
ача
мяча

1. Поточная передача мяча
двумя руками сверху в
стенку с расстояния 3 м
(кол-во
раз).

низкий

средний

Выше
среднего

низкий

высокий

девочки

средний

Выше
среднего

высокий

мальчики

Возраст лет

Техни
ческийКонтрольныеупражнения
прием

10-11

4

3

2

1

4

3

2

1

12

7

5

3

1

6

4

3

1

13

9

6

4

2

7

5

3

2

9

5

3

9

7

4

3

14-15

12

2. Передача мяча двумя
руками сверху с
собственного
набрасывания из зоны 6в
кольцо диаметром 1 м,
установленное в зоне 3 (10
попыток)

11

3

2

1

0

3

2

1

0

12

5

4

2

1

4

3

2

1

3. Передача мяча двумя
руками сверху из зоны4
через сетку в квадрат3х3 м,
расположенный в зоне6;
мяч предварительно
передан из зоны 3 (10
попыток)

10-11

4

3

2

1

4

3

2

1

12

6

5

3

2

5

4

3

2

4. Передача мяча двумя
руками сверху из зоны 3в
кольцо, установленноев
зоне 4, с
предварительной
передачи мяча из зоны 5
(10 попыток)

13

4

3

2

1

3

2

1

0

14

6

5

3

2

5

4

2

1

15

6

5

3

2

5

4

3

2

16

6

5

3

2

5

4

3

2

37

5. Передача мяча двумя
руками сверху в прыжкеиз
зоны 4, через сетку в
квадрат 3х3 м,
расположенный у лицевой
линии в зоне 6, с
предварительной передачи
мяча из зоны 3(10
попыток)

13

5

4

3

2

4

3

2

1

14

6

5

3

2

5

4

3

2

6. Передача мяча двумя
руками сверху из зоны 2в
кольцо, установленноев
зоне 4,
предварительной
передачи мяча из зоны 6
(10 попыток)

15

4

3

2

1

3

2

1

0

16

4

3

2

1

4

3

2

1

7. Передача мяча двумя
руками сверху в прыжкеиз
зоны 4 через сетку в
прямоугольник 2х3 м,
расположенный у лицевой
линии в зоне 6,
предварительной
передачи мяча из зоны 3
(10 попыток)

15

5

4

3

2

4

3

2

1

16

5

4

3

2

4

3

2

1

1. Нижняя прямая подача
II
Подач 10 попыток
а мяча

10-11
12

7
8

4
6

3
4

1
2

6
7

4
5

3
3

1
2

2. Нижняя прямая подача
На точность 5 попыток

10-11
12

4
6

3
4

2
3

1
2

4
5

3
4

1
3

0
1

3. Верхняя прямая подача в
пределы площадки

13
14

8
9

5
7

3
5

2
3

6
7

4
5

3
4

2
2

4. Верхняя прямая подача
на точность 5 попыток

13
14

5
6

4
5

2
3

1
2

4
5

3
4

2
2

1
1

38

Техни
ческийКонтрольныеупражнения
прием

15

6

5

3

2

5

4

2

1

16

7

5

4

3

5

4

3

2

15

5

4

2

1

4

3

2

1

16

7

6

4

2

5

3

2

1

Возраст лет

5. Верхняя прямая подача
на точность по заданию
(по 5 попыток влевую и
правую половину
площадки)
6. Верхняя боковая подача
в пределы площадки (10
попыток)

Оценка
мальчики
девочки
высок Выше средни низкий высок Выше средни низкий
ий средне й
ий средне й
го
го

39

Приложение 3
Тест теоретических возможностей
Материал для проверки знаний по теоретической подготовке
Проверка знаний учащихся проводится в конце учебного года в виде
устных ответов по разработанным билетам. Педагогическое оценивание по
5-ти балльной системе.
1.Первая помощь при ушибе?
2.Основные средства закаливания организма?
3.Основные правила режима дня?
4.Что относится к личной гигиене?
5.В какой цвет должен быть окрашен мяч?
6.Сколько таймов в одном матче?
7.Какие бывают броски?
8.Какими бывают передачи?
9.В каком году образовался волейбол?
10.Сколько длится матч?
11.Какие травмы можно получить при занятиях спортом?
12.Признаки переутомления?
13.Как изменяются мышцы при занятиях спортом?
14.Спортивная одежда волейболиста?
15.Основные правила в волейболе?
16.Что такое стандартное положение?
17.Какое значение имеет закаливание для занятий спортом?
18.Для чего нужен дневник самоконтроля
19.Первая помощь при вывихе?
20. Из чего состоит волейбольный матч?
21.Какие дополнительные правила используются в игре?
22.От чего зависит выбор тактики в игре?
23.Заслуги наших сборных по волейболу на Олимпийских игра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».