8.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа шахматы 72 часа

2

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Уровень освоения программы
1.3.
Актуальность программы
1.4.
Отличительные особенности программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Адресат программы
1.7.
Объем и сроки освоения программы
1.8.
Формы организации образовательного процесса
1.9.
Режим занятий
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.
Учебный план
3.2.
Содержание учебного плана
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная карта «Формирование элементарных
шахматных представлений»
I.
1.

3
3
3
6
6
6
7
7
8
8
9
9
11
11
11
14
14
16
16
19
21
23
24
26
26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для тестирования учащихся

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика исследования ценностных ориентаций
личности.(модификация Е.Б. Фаталовой)

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методика «Уровень общительности» (В.Ф. Ряховский)

32

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Методика «Логические закономерности» (Тест Липпмана)

35

3

I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Программа Спортивной школы для групп спортивно-оздоровительного
этапа составлена в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении
дополнительного
образования
детей,
нормативными
документами Государственного комитета Российской Федерации по
физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных
школ.
Программа служит основным документом для эффективного
построения многолетней подготовки спортивных резервов и содействия
успешному решению задач физического воспитания детей школьного
возраста.
В данной программе представлено содержание работы в Спортивной
школе на спортивно – оздоровительном этапе.
В спортивно – оздоровительную группу зачисляются учащиеся,
имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно –
оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку.
1.1. Направленность программы
Программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной
направленности, ориентирована на социализацию личности учащихся,
адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени.
Реализация программы содействует развитию детской социальной
инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует
мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и
успешности учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.06.2022 г. «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

4

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 29.03.2021 № 62900);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Приказ №104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные
общеобразовательные
программы,
в
условиях
распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

5

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. №ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных технологий»;
- Уставом МБУДО СШ Оренбургского района Оренбургской области.
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
(Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

- Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.

6

1.2.Уровень программы.
Программа реализуется на стартовом уровне. Стартовый уровень
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. На данном уровне учащийся осваивает
основы смешанного боевого единоборства.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на
формирование и развитие физических способностей, удовлетворение
потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом
совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни,
мотивации личности к познанию, труду, на организацию их свободного
времени.
1.3. Актуальность программы.
Шахматы - это не только игра, доставляющая учащимся много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности
действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс
наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную
значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,
когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
учащимся не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации
позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества
людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности,
способствуя гармоничному развитию личности.
1.4.

Отличительные особенности.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что она
направлена
на
организацию
содержательного
досуга
учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых

7

в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
Учащиеся в этой игре, становится собранными, самокритичными,
привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца,
не унывать при неудачах.
1.5.Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и
развитии памяти, мышления и воображения учащихся. Программа
способствует вовлечению учащихся в учебно-тренировочный процесс, что в
свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного
взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с
учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
1.6.Адресат программы
Программа адресована обучающимся 6 - 17 лет. При реализации
программы учитываются возрастные психологические особенности
обучающихся.
Младший школьный возраст (6-10 лет). Ведущей деятельностью
является учебно- познавательная деятельность. Преимущественное развитие
получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера.
Именно в связи с этими особенностями уместно ввести понятие
«развивающего обучения». Развивающее обучение нацелено на интенсивное
умственное развитие и на формирование способности к самообучению,
самообразованию. Это означает, что надо строить систему учебнопознавательных задач и проблемных ситуаций таким образом, чтобы вводить
ребёнка в область интеллектуальных поисков. Ведущая педагогическая идея
в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных
убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации
успеха в учебной деятельности.
Средний школьный возраст (11-14лет). Ведущая деятельность
подростков – общение в процессе разных видов деятельности. Подростки
переходят от прямого копирования
оценок
взрослых к
самооценке. Основой особенности
мыслительной деятельности
в этом возрасте является изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением
–
главную
роль
начинает играть абстрактное мышление (способность обобщать,
сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать). Другой особенностью
познавательной деятельности в подростковом возрасте
является

8

формирование активного, самостоятельного, творческого

мышления.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание
ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают
возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных
ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
развитии.
Старший школьный возраст (15-17 лет). В старшем школьном
возрасте учащиеся полностью овладевают (или способны к овладению)
своими познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением),
а также вниманием, подчиняя их определённым задачам жизни и
деятельности. Мыслительная деятельность характеризуется всё более
высоким уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать,
доказывать истинность или
ложность
отдельных
положений, связывать знания в систему. Преимущественное развитие
получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностномотивационная
сфера.
Оценочная деятельность старшеклассников
становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Ведущая
педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для
реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными
притязаниями.
Наполняемость групп.
Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения
правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу
принимается не менее 15 и не более 20 человек.
Объем и сроки освоения дополнительной образовательной
программы.
Программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения. Всего 72
академических часа. Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 2
часа.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Форма обучения очная. Основной формой обучения являются очные
занятия в группах и микрогруппах.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной деятельности:
- индивидуальная (учащимся дается самостоятельное задание с учётом
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала
или отработке определённого технологического приёма);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и
другим мероприятиям).
1.7.

9

1.9. Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями не менее 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный план программы рассчитан на 36 недель непосредственно в
условиях учреждения. Продолжительность одного тренировочного занятия
рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных
особенностей. В группах с целью большего охвата занимающихся
максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может
быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового объема) с
возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25%
от годового тренировочного объема).
2. Цель и задачи программы, планируемые результаты
Цель – формировать у обучающихся целостное представление о
шахматах и шахматной игре, развивать познавательные процессы
обучающихся
через обучение игре в шахматы на базовом уровне
посредством занятий шахматами.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой
и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
-воспитание этического чувства, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Образовательные:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;

10

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через
формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
- сформировано уважение к партнёру, самодисциплина, умение владеть
собой и добиваться цели;
- сформировано правильное поведение во время игры;
-сформировано
этическое
чувство,
доброжелательность
и
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
- сформирована целеустремлённость, трудолюбие.
Метапредметные результаты освоения программы:
-развита фантазия, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развит интерес к истории происхождения шахмат и творчеству
шахматных мастеров;
- развита способность анализировать и делать выводы;
- развита творческая активность;
- развиты волевые качества личности.
Предметные результаты освоения программы:
- знают элементарные понятия шахматной игры;
- овладели приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- умеют решать комбинации на разные темы;
- имеют навык самостоятельно анализировать позицию, через умение
решать комбинации на различные темы;
- научились видеть в позиции разные варианты.

3. Содержание программы
3.1
№

Название раздела,

Учебный план программы
Количество часов

Формы аттестации/

11

п/п

темы

Всего

Теория

1.

Вводное
занятие.
История шахмат.

4

4

2.

Шахматные фигуры.

6

4

2

опрос

3.

Понимание
шахматной игры.

8

4

4

соревнования

4.

Цель шахматной
партии.

8

4

4

тестирование

5.

Три стадии
шахматной партии.

4

2

2

соревнования

6.

Краткая и полная
шахматная нотация.

контроля
опрос

6

2

4

суммарная оценка знаний
практической
и
теоретической части

6

2

4

соревнования

6

практическая игра

10

практическая игра

4

тестирование

6

практическая игра

7.

Игра с шахматными
часами.

8.

Мат легкими
тяжелыми
фигурами.

9.

Король против
короля и пешки.

10

10.

Решение шахматных
задач.

8

11.

Итоговое занятие.

6

Итого

Практика

и
6

72

4

24

48

3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие. История шахмат. (4 ч)
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и
вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур.
Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.

12

1. Шахматные фигуры. (6 ч)
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?»,
«Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита».
2. Понимание шахматной игры. (2 ч)
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью
дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший
путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии. (2 ч)
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение
упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха», «Мат или не мат».
5. Три стадии шахматной партии. (2 ч)
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли
сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация. (4 ч)
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами. (4 ч)
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.

13

Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами. (4 ч)
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем.
Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и
мышления.
9. Король против короля и пешки. (4ч)
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат.
Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач. (2 ч)
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в
2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Итоговое занятие. (6 ч)
Практика: подведение итогов, анализ результативности,
повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов, план работы на время летних каникул.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.Календарный учебный график

14
№
Дата
Время
п/п проведения проведения

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

Месяц
Сентябрь

По
расписанию

Введение. Техника
безопасности. Цель и
задачи курса.

2

Сентябрь

По
расписанию

История шахмат.
Начальная позиция.

2

Лекция, диалог

Сентябрь

По
расписанию

Шахматные линии.

2

Лекция, диалог

Сентябрь

По
Понятие хода шахматных
расписанию
фигур.

2

Лекция, диалог

Октябрь

По
расписанию

Знание полей и
шахматных фигур.

2

Занятие практикум

Октябрь

По
расписанию

Правильный размен
фигур.

2

Лекция, диалог

Октябрь

По
расписанию

Оценка позиции.

2

Лекция, диалог

Октябрь

По
расписанию

Равноценность фигур

2

Занятие практикум

Октябрь

По
Пешечное превращение в
фигуры
расписанию

2

Занятие практикум

Ноябрь

По
расписанию

Понятие шаха и мата

2

Лекция, диалог

демонстрация
игры

Ноябрь

По
расписанию

Мат двумя ладьями.

2

Занятие практикум

практическая
игра

Ноябрь

По
расписанию

Мат королем и ферзем.
Патовые комбинации

2

Лекция, диалог

демонстрация
игры

Ноябрь

По
расписанию

Мат королем и ладьей

2

Занятие практикум

практическая
игра

Декабрь

По
расписанию

Понятия дебюта,
миттельшпиля и
эндшпиля

Лекция, беседа

разбор партии

2

Декабрь

По
расписанию

Три стадии шахматной
партии

2

Занятие практикум

практическая
игра

Декабрь

По
расписанию

Краткая и полная
шахматная нотация

2

Лекция, беседа

беседа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

Форма
контроля

Лекция, диалог
беседа

беседа
беседа
практическая
игра
опрос
беседа

разбор партии
соревнования

соревнования

15
Декабрь

По
расписанию

Система
условных обозначений,
применяемых для
записи шахматной партии

2

Занятие, практикум

практическая
игра

Январь

По
расписанию

Положения фигур
на шахматной доске

2

Занятие, практикум

тестирование

Январь

По
расписанию

Знакомство с
шахматными часами,
понятие контроля
времени

2

Лекция, беседа

беседа

Январь

По
расписанию

Знакомство и игра с
шахматными часами

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

21

Февраль

По
Ситуация цейтнота и
расписанию падения флажка в партии

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

22

Февраль

По
расписанию

Мат в один и два хода

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

23

Февраль

По
расписанию

Двойной удар

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

24

Март

По
расписанию

Скрытый шах, спёртый
мат

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

25

Март

По
расписанию

Пешечный эндшпиль

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

26

Март

По
расписанию

Король и не крайняя
пешка против короля.

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

27

Март

По
расписанию

Оппозиция.

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

Апрель

По
расписанию

Правило квадрата.

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

Апрель

По
расписанию

Опасная диагональ.

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

Апрель

По
расписанию

Понятие тактических
ударов: вилка, связка

2

Лекция, беседа

Разбор партии

Апрель

По
расписанию

Понятие тактических
ударов: завлечение,
отвлечение

2

Лекция, беседа

Разбор партии

Апрель

По
расписанию

Решение шахматных
композиций

2

Занятие, практикум

Практическая
игра

17

18

19

20

28

29

30

31

32

16
Май

По
расписанию

Решение шахматных
композиций

2

Занятие, практикум

Май

По
расписанию

Турнир

2

Практика

Практическая
игра

Май

По
расписанию

Турнир

2

Практика

Практическая
игра

Май

По
расписанию

Сдача контрольных
нормативов

2

Практика

Тестирование

33

34

35

36

Практическая
игра

2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Шахматный зал – 22 кв.м., комплект шахмат – 26 шт., шахматные часы
– 11 шт., проектор с экраном – 1 шт., ноутбук – 1 шт., столы - 7 шт., стулья –
14 шт.
ПК и доступ к сети Интернет, доступ к электронным образовательным
ресурсам: в мессенджерах: «Vk.Сферум»
Информационное обеспечение:

литература для детей и педагогов (смотреть список литературы),

методические разработки.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования по «шахматам» должен
профессионально владеть методиками по работе с детьми разных возрастов,
обладать необходимыми знаниями в области шахмат, педагогики и
психологии.
2.1 Воспитательный компонент программы
Цель
воспитания:
создание
условий
для
формирования
здоровьесберегающего воспитания учащихся, их социально-активной,
творческой, нравственно здоровой личностной позиции, способной к
духовному и интеллектуальному самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Особенности
организуемого
воспитательного
процесса:
воспитательная система дополнительного учреждения охватывает,
внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами
учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного
всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и
ответственности, гражданского становления.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток
времени, существующей общественной формации, социальных отношений и
многого другого.

17

В целях и задачах воспитания просматривается идеал 21 человека
данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для
каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание
человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
Виды, формы и содержание деятельности.
Работа с коллективом учащихся:
 формирование практических умений по организации этики и
психологии
общения,
технологии
социального
и
творческого
проектирования;
 обучение умениям и навыкам самоорганизации, формированию
ответственности за себя и других;
 развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
 содействие формированию активной гражданской позиции;
 воспитание сознательного отношения к своему селу, области, стране.
Работа с родителями:
 организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, индивидуальные консультации);
 содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность творческого объединения (приглашение на праздники,
конкурсы и т.д.).
Планируемые результаты и формы их демонстрации
Результат воспитания:
 изменения, происходящие в формировании историко-культурного
мировоззрения учащихся;
 изменения в осознании учащихся потенциала исторического
образования, его исключительной роли в формировании российской
гражданской идентичности и патриотизма;
 изменения у учащихся нравственных ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире в результате проведенной работы.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

Направление
воспитательной
работы
Ценности
научного
познания

Наименование
мероприятия
Участие в
проведении Дня
открытых дверей
(День знаний)

Срок
выполнен
ия
Сентябрь

Планируемый
результат
Привлечение
внимания
учащихся и их
родителей к
деятельности
учреждения и
творческого
объединения

Примеч
ание

18

2

3

Духовнонравственное

Гражданскопатриотическое

Участие в
проведении
мероприятий ко
Дню Конституции
РФ

Декабрь

Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека

Октябрь

Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
Матери России

Ноябрь

Участие в
мероприятиях,
посвященных
Всемирному дню
борьбы со
СПИДом
210 лет со дня
рождения М.Ю.
Лермонтова,
русского писателя
и поэта

Декабрь

Октябрь

День народного
единства

Ноябрь

295 лет со дня
рождения
Александра
Васильевича
Суворова,
русского
полководца
День Героев
Отечества

Ноябрь

Декабрь

Воспитание
познавательных
интересов,
формирует
потребность в
приобретении
новых знаний
Воспитание у
учащихся чувства
уважения,
внимания,
чуткости к
пожилым людям
Формирование
ценностных
представлений о
морали, об
основных
понятиях этики
Воспитание у
учащихся чувства
ответственности за
свое здоровье
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам
Российской
Федерации
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного

19

315 лет со дня
рождения
Елизаветы I,
российской
императрицы

Декабрь

День защитника
Отечества

Февраль

День Победы в
ВОВ

Май

отношения к
национальным
героям
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к малой
Родине
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
народам
Российской
Федерации
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к Отчизне,
уважительного
отношения к
национальным
героям

3. Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности программы применяется текущий и
итоговый контроль.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения
материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение),
индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, тестирование,
выступления на соревнованиях муниципального и областного уровней.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний - проводятся контрольно-переводные нормативы.
Формы и сроки отслеживания результатов
Время
проведения

Цель проведения

Формы и методы
контроля

Входная диагностика
Сентябрь/
Январь

Определение
уровня
личностного
развития, уровня развития творческих
способностей
Промежуточная диагностика

Опрос, анкетирование,
педагогическое
наблюдение.

В течение года

Определение
степени
усвоения Педагогическое наблюдеучащимися
учебного
материала. ние, опрос, тестирование,
Определение готовности к восприятию оценка проекта, квест-

20
нового
материала.
Выявление карты, соревнования.
обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Итоговая диагностика
Декабрь/Май

Определение
изменения
уровня Тестирование,
развития обучающихся, их творческих анкетирование.
способностей.
Определение
результатов обучения. Мотивирование
обучающихся на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения.

Другими формами предъявления результатов деятельности учащихся
объединения служат:
 итоговое занятие по окончании обучения, которое проходит в
форме турнира;
 публикации о результатах деятельности объединения в СМИ, на
сайте образовательной организации;
 аналитический материал по итогам проведения педагогической
диагностики в течение учебного года.
Процесс
оценивания
результативности
освоения
учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы» включает изучение следующих параметров:
 Предметные результаты
Показатели параметра оценки: Уровень предметных знаний
учащихся (теория) и способность использовать эти знания при решении
учебно-познавательных и учебно-практических задач (практика).
 Метапредметные результаты
Показатели параметра оценки: Уровень сформированности:
 коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми);
 регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка);
 познавательных учебных действий (общеучебные: поиск и
выделение необходимой информации, умение структурировать знания,
построение речевых высказываний, выбор наиболее эффективных способов
решения задач; логические: анализ и синтез, построение логических
рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи; действия
постановки и решения проблем).

21

 Личностные результаты
Показатели
параметра
оценки:
Уровень
сформированности
личностных качеств учащихся (самооценка, мотивация, морально-этические
суждения), изучение ценностных ориентаций учащихся.
Планируемые
результаты

Диагностические методики и задания

Личностные

Методика исследования ценностных ориентаций личности (модификация
Е.Б. Фаталовой)

Метапредметные

Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

Предметные

Турнир. Методика «Логические закономерности» (Тест Липпмана)

4. Оценочные материалы
Мониторинг личностного развития ребёнка
в процессе усвоения им дополнительной образовательной
программы «Шахматы»
На развитие личности ребёнка влияет множество факторов, а не только
общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно
непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых
можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного
развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по
трём
блокам
личностных
качеств
–
организационно-волевые,
ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности,
приведённые в таблице личностные свойства, отражают многомерность
личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности
ребёнка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому
педагогу.
Технология
определения
личностных качеств обучающегося
заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение,
воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип
сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В
качестве методов диагностики личностных изменений ребёнка использовала
наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу.
Технология мониторинга личностного развития ребёнка требует
документального оформления полученных результатов на каждого ребёнка. С
этой целью оформила на каждого ребёнка индивидуальную карточку учёта
динамики личностных качеств развития ребенка.

22

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года.
При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести
дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный
процесс изменения личности каждого ребёнка, а также планировать темп
индивидуального развития.
Индивидуальная карточка
учёта результатов обучения по дополнительной образовательной
программе «Шахматы»
Фамилия, имя ребенка:…
Возраст:…
Вид и название детского объединения:…
Ф. И. О. педагога:…
Дата начала наблюдения:…
Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения
Начало уч. года
1.
Организационноволевые качества:
1.
Терпение
2.
Воля
3.
Самоконтроль
2.
Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в
детском объединении

3.
Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность
3.2. Тип сотрудничества
4.
Личностные
достижения обучающегося

5. Методическое обеспечение

Конец
уч. года

23

При
реализации
программы
используются
следующие
методические материалы:
Лекционный материал
1. Волкова
Е.И.,
Прудникова
Е.А.
Физическая
культура.
Динамические
шахматы.
Методическое
пособие
для
учителей
общеобразовательных школ / Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. - М.:
«RUSSIANCHESSHOUSE/Русский шахматный Дом». - 2020. - 136 с.;
2. Сухин, И.Г. «Волшебные фигуры» / И.Г. Сухин. - Москва: новая
школа, - 2019. - 360 с.;
3. Сухин, И.Г. Программы курса «Шахматы - школе: Для начальных
классов общеобразовательных учреждений» / И.Г. Сухин. - Обнинск:
Духовное возрождение, - 2017. - 40 с.;
4. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе.
1ый год обучения / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. - Москва:
Просвещение. - 2018.- 142 с.
Дидактический и наглядный материал:
-инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности;
-памятки «Правила поведения в ЦДТ и спортивном зале», «Правила --поведения в общественных местах»;
-медиапрезентации «Выдающиеся шахматисты России, Европы и
мира» и «Известные шахматисты города…»;
-видеоматериалы с соревнований по шахматам
Плакаты:
-по пожарной и электробезопасности;
-по Правилам дорожного движения (для пешеходов);
-по анатомии и физиологии человека;
-по оказанию первой медицинской помощи;
-по общефизической подготовке: «Оценка уровня физической подготовленности обучающихся», «Оценка уровня физического развития
юных спортсменов», «Характеристика способностей с учётом их исходного
уровня».

6. Список литературы

24

1.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения.
Методика проведения занятий. - М.: ООО «Дайв», 2019. - 256 с.
2.
Авербах, Ю. Самоучитель шахмат для начинающих / Ю.
Авербах, М. Бейлин. - М.: Владис, 2020. - 128 c.
3. Березин В. Азы шахмат / В. Березин. - М.: Russian chess house. 2020. - 93 с.;
4. Буйлова, Л.Н. Порядок организации и осуществления деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам: дети особой заботы.
// Информационно-методический журнал «Внешкольник». – М.: ООО «Новое
образование». – № 3. – 2019. – C. 9-14.
5. Владимиров, Я.Г. 1000 шахматных загадок / Я.Г. Владимиров. - М.:
Астрель. - 2020. - 86 с.;
6. Воспитание как целевая функция дополнительного образования
детей: методические рекомендации. — URL: http://vcht.center/wpcontent/uploads/MR_Vospitanie-kak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf
7. Журавлев Н. Шахматы. Шаг за шагом / Н. Журавлев. - М.: Русский
шахматный дом. - 2019. - 134 с.;
8. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам
дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
А. В. Золотарева,
Г. М. Криницкая,
А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2023. — 315 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53489561-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/513267.
9. Ищенко С. Учебник шахматной комбинации / С. Ищенко. - М.:
Русский шахматный дом. - 2018. - 82 с.;
10.
Костров В., Рожков П. Шахматный решебник. / В. Костров,
П. Рожков. - СПб. - 2014. - 96с.
11. Методика преподавания по программам дополнительного
образования в избранной области деятельности : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; под
редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-06828-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516057
12. Подготовка педагога дополнительного образования в области
физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском
спорте : учебник для среднего профессионального образования /
А. В. Родионов [и др.] ; под общей редакцией А. В. Родионова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 251 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12560-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518258.

25

13. Полькина, С.Н. Проектирование современного занятия в системе
дополнительного образования детей / А.Н. Моисеева, О.Г. Тавстуха,
С.Н. Полькина // Вестник Оренбургского государственного университета. –
2020. – № 5(228). – С. 48-56.
14. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология :
учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и
доп. — М. : Юрайт, 2023. — 457 с.
15. Шмачилина-Цибенко, С. В.
Образовательные технологии в
дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов /
С. В. Шмачилина-Цибенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13925-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/519819.

26

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных
представлений»
Группа:___________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
обучающегося

Примечание

Показатели развития

1
Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски н
к
Знание шахматных
н
фигур
к
Запоминание 15
н
предметов за 15 секунд
к
(логические игры)
Форма
Знание всех ходов
н
фигурами
к
5 правил невозможности н
сделать рокировку
к
Умение отличать шах от н
мата
к
Умение отличать мат от н
шаха
к
6 правил ничейных
н
позиций
к
Знание записи
н
шахматных ходов
к
Ориентировка в пространстве

Оценка показателей
2

3

27

Знание всех шахматных
линий (диагонали,
вертикали, горизонтали)
Ориентировка во времени
Запоминание
расставленных
шахматных фигур на
доске (логические игры)
Умения, навыки
Количество
Умения применять
правила квадрата
Умения применять
понятия «связка» и
применения на практике
Умения применять
понятия «вилка» и
применения на практике
Умения применять
понятия «двойной удар»
и применения на
практике
Умения применять
понятия мат и виды мата
и применения на
практике

н
к
н
к

н
к
н
к
н
к
н
к
н
к

Критерии оценки показателей:
1.
Знания,
представления:
четкие,
содержательные,
системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б);
не оформлены (1б).
2.
Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б);
выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым
деятельности (2б); не выполняет (1б).
3.
Характеристики достижений (вносятся в примечание):
познавательная активность, сообразительность, оригинальность
суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора
на собственный опыт; творческие проявления, проявления
познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости,
критичности, инициативности.

28

Приложение 2
Вопросы для тестирования учащихся
1. Шахматы в древности назывались:
А) Только чатуранга;
Б) Только шатрандж;
В) Чатуранга и шатрандж.
2. На шахматной доске имеются следующие линии:
А) горизонтали, вертикали и параллели;
Б) горизонтали, вертикали и диагонали;
В) вертикали, параллели и диагонали.
3. Количество полей в горизонталях и вертикалях:
А) 6;
Б) 8;
В) 10.
4. В самых длинных больших диагоналях всего полей:
А) 8;
Б) 10;
В) 16.
5. В самых коротких диагоналях всего полей:
А) 1;
Б) 2;
В) 3.
6. Центр шахматной доски имеет форму:
А) прямоугольника;
Б) квадрата;
В) ромба.
7. В каждой армии белых и черных насчитывается фигур:
А) по 16;
Б) по 20;
В) по 32.
8. В начальном положении у белых и у черных имеется - пешек,
ладей, слонов, коней, ферзей, королей:
П Л С К Ф Кр
А)
8, 2, 2, 2, 1, 1;
Б)
8, 2, 2, 2, 2, 1;
В)
8, 2, 2, 2, 2, 2.
9. Можно ли ставить на одно поле две пешки или по две фигуры:
А) да;
Б) нет;
В) на ваше усмотрение.
10. На поле какого цвета стоит чёрный ферзь в начальной позиции:
А) белого;
Б) любого;
В) черного.

29

11. За сколько ходов ладья обежит вокруг шахматной доски,
двигаясь только по углам:
А) за 4;
Б) за 8;
В) за 16.
12. Может ли слон обойти все поля шахматной доски:
А) да;
Б) нет;
В) может, из начального положения.
13. Ходит ли чёрный белопольный слон по белым диагоналям:
А) да;
Б) нет;
В) ходит из начальной позиции.
14. Может ли ферзь обойти шахматную доску:
А) нет;
Б) да.
15. Сколько ферзей может быть на шахматной доске:
А) один;
Б) девять;
В) сколько угодно.
16. Сколько различных ходов может сделать конь из центра доски:
А) 2;
Б) 4;
В) 8.
17. Может ли пешка прыгнуть через одно поле:
А) да; только из начального положения;
Б) нет;
В) на ваше усмотрение.
18. Может ли пешка брать на проходе слона:
А) да;
Б) нет.
19. На сколько сторон может бить пешка:
А) на одну;
Б) на две.
20. Превращается ли пешка в короля:
А) да;
Б) нет;
В) на ваше усмотрение.
21. Может ли король вычертить своими ходами квадрат и
треугольник:
А) да;
Б) нет;
В) только квадрат.
22. Какая фигура другого цвета не может стоять рядом с такой же
фигурой:
А) ферзь;
Б) ладья;
В) король.

30

23. Какая фигура всегда останется на доске до конца игры:
А) ферзь;
Б) конь;
В) король.
24. Шах – это:
А) нападение на короля противника;
Б) взятие короля противника;
В) приближение к королю противника.
25. От шаха каких фигур королю нельзя закрыться:
А) от ферзя и ладьи;
Б) от пешки и коня;
В) от ферзя и слона.
26. Мат – это:
А) шах, от которого можно закрыться;
Б) шах, от которого нет защиты;
В) шах, от которого можно отступить.
27. Партия заканчивается в ничью:
А) из-за потери фигуры или пешки;
Б) из-за шаха или мата;
В) из-за вечного шаха или пата.
28. Стоит ли король под шахом при пате:
А) нет; Б) да.
29. Можно ли проводить рокировку, когда король стоит под шахом:
А) да;
Б) нет;
В) на ваше усмотрение.
30. Где в записи допущена ошибка:
А) Ферзь – Ф;
Б) Ладья – Л;
В) Король – К;
Г) Слон – С.
Критерии оценок:
29-30 – отлично; 24-28- хорошо;16-23- удовлетворительно;
0-15 – плохо.

31

Приложение 3
Методика исследования ценностных ориентаций личности.
(модификация Е.Б. Фаталовой)
Цель: выявить базовые ценностные ориентации учащегося.
Ценностные ориентации влияют на определение смысла жизни
и формирование жизненных целей и планов.
Инструкция: «Перед Вами список из 12-ти ценностей. Просим Вас
высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо
по 10-ти балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.
Наиболее значимые следует оценивать в 8-10 баллов; просто значимые - 5-7
баллов; нейтральные - 3-4 балла; совсем незначимые - 1-2 балла».
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Переживание прекрасного в природе и искусстве.
5. Любовь.
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений).
9. Познание (возможность расширения своего образования,
кругозора).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
Обработка результатов: по данным теста можно составить
своеобразный ценностно-ориентационный портрет:
главное в моей жизни - 1 и 2;
украшают мою жизнь - 3,4,5 и 6;
были бы желательны - 7 и 8;
в своей жизни я могу обойтись без - 9 и 10;
я думаю, не стоит делать целью своей жизни - 11 и 12.

32

Приложение 4
Методика «Уровень общительности» (В.Ф. Ряховский)
Цель: оценка общего уровня коммуникабельности учащихся.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых
вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".
Опросник
1.
Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает
ли Вас ее ожидание из колеи?
2.
Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение
выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо
совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3.
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего
момента?
4.
Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы
никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы
избежать этой командировки?
5.
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы
то ни было?
6.
Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице
обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на
какой-то вопрос)?
7.
Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и
что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл
Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9.
В ресторане либо в столовой Вам подали явно
недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно
отодвинув тарелку?
10.
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не
вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он.
Так ли это?
11.
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни
была
(в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы
отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в
ожидании?
12.
Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по
рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии
оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких
чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14.
Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно

33

ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу,
предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
15.
Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь
разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16.
Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение,
оценку)
в письменной форме, чем в устной?
Обработка результатов
«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору
определяется,
к какой категории людей относится испытуемый.
Классификатор к тесту В.Ф. Ряховского
30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так
как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям
нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых
усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете
одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость
новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит
из равновесия. Вы знаете, эту особенность своего характера и бываете
недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством
- в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не
бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете
вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в
незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые
проблемы Вас не пугают.
И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах
участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много
сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы
любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно
терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без
вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с
новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний;
экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже
сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по
разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.

34

Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре
внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их
выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает,
так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными
проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не
отступать.
4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность
бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать
участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас
мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже
если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя
в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно
довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги
относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над
этими фактами.
3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный
характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не
имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в
которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто
бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении.
Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная
работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером!
Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,
уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье
- такой стиль жизни не проходит бесследно.

35

Приложение 5
Методика «Логические закономерности» (Тест Липпмана)
Цель: изучение уровня развития и особенностей логического
мышления на материале математических закономерностей.
Инструкция: Внимательно прочитайте каждый ряд чисел и
продолжите его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в
данном ряду закономерность. Для этого впишите ещё два числа
вместо точек, в конце каждого ряда. Время решения заданий
фиксируется.
Стимульный материал
1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;
2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;
3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;
4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;
5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;
6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;
7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;
8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;
9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;
10. 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Ключ
1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
2. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27
3. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128
4. 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17
5. 19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1
6. 29, 28, 26, 23, 19, 14, 8, 1
7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5, 0.25, 0.125
8. 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64
9. 21, 18, 16, 15, 12, 10, 9, 6
10. 3, 6, 8, 16, 18, 36, 38, 76

36

Интерпретация результатов теста
Время выполнения
задания (мин., сек.)
2 мин. и менее
2 мин. 10 сек. - 4
мин. 30
сек.
4 мин. 35 сек. - 6 мин. 50
сек.
6 мин. 55 сек.- 9мин. 10
сек.
9 мин. 10 сек. - 11мин.
30сек.
12 мин.
- 15 мин.
Более 16 мин.

Кол-во Баллы Уровень развития логического
ошимышления
0бок
5
Очень высокий уровень
логического мышления
0

4

Хороший уровень, выше, чем у
большинства людей

0

3+

1

3

Хорошая норма большинства
людей
Средняя норма

2-3

3-

Низкая норма

0-3

2+

Низкая скорость мышления,
«тугодум»

Более 5

1

Дефект логического мышления у
человека, прошедшего
обучение в объеме начальной
школы, либо высокое переутомление


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».